Page 17 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 17
ВВВВ ВВВВ ЕЕЕЕ ДДДД ЕЕЕЕ IIIIIIII IIII Е.Е.Е.Е.
Еще лѣтъ нятьдесятъ тому назадъ русскихъ дѣтей, за весьма рѣдкими
исключеніями, не воспитывали, а лишь ростили, руководствуясь понятіями и
правилами, почерпнутыми изъ незамысловатой житейской дѣйствительности.
Харавтеръ воспитанія въ Россіи до половины нынѣшняго столѣтія видоизмѣ
нялся чрезвычайно медленно, обновляясь вмѣстѣ съ историческими условіями
нашей жизни, но съ начала 60хъ годовъ нынѣшняго столѣтія, этого самаго
лихорадочнаго и оживленнаго періода умственнаго и нравственнаго пробуж
денія, возрожденія самосознанія и обновленія русскаго общества послѣ долгой
спячки и застоя, воспитаніе вошло въ новую фазу развитія. Вмѣстѣ съ за
ботою о просвѣщеніи только что освобожденнаго отъ рабства народа, серьезно
стали думать и о болѣе раціональномъ воспитанія дѣтей средняго и высшаго
классовъ общества: одно за другимъ начали быстро появляться дѣтскіе и пе
дагогическіе журналы, педагогическія статьи и отдѣльныя сочиненія, какъ
переводныя, такъ и самостоятельныя, трактующія о физическомъ уходѣ за
дѣтьми, о нравственномъ и умственномъ воспитаніи, о методахъ обученія
различнымъ предметамъ. Молодыя матери, съ ужасомъ вспоминая свое
дѣтство, когда онѣ не получали отвѣтовъ на незамысловатые вопросы
относительно поражающихъ ихъ явленій окружающей природы и жизни, и
ту безобразную атмосферу, которая совсѣмъ коверкала ихъ характеръ, раз
вращала и притупляла ихъ умственно, бросились учиться, сколько хва
тало силъ, и прежде всего посвящали себя занятіямъ педагогикою. Онѣ рѣ
шили дать своимъ дѣтямъ воспитаніе и развитіе, соотвѣтствующее самымъ
строгимъ современнымъ требованіямъ. Къ сожалѣнію, эти старанія, эти чест
ныя стремленія очень часто не приводили ни къ чему, и приблизительно въ
половинѣ 70хъ годовъ, вмѣстѣ съ реакціей, наступившей еще раньше, по
сыпался градъ обвиненій на воспитаніе эпохи 60хъ годовъ и на педагогику
вообще. Педагогическія сочиненія были заброшены, и новое поколѣніе мате
рей не находило уже нужнымъ заниматься педагогическими вопросами. Соб
ственную лѣнь и апатію, вѣрную спутницу реакціи, оправдывали тѣмъ, что
воспитаніе 60хъ годовъ дало не лучшіе результаты, чѣмъ то, которое дѣти
получали при крѣпостномъ правѣ; стали говорить, что теперь, какъ и прежде,
въ семьяхъ можно встрѣтить разладъ между молодымъ и старымъ поколѣ
ніями, что теперь точно также немало самодуровъ и эгоистовъ, и притомъ
ихъ безсердечный эгоизмъ проявляется даже и въ тѣхъ семьяхъ, гдѣ при
воспитаніи руководствовались самыми гуманными принципами, отдавали дѣ
тямъ всю душу. Еслибы во многихъ отношеніяхъ печальные результаты
1111