Page 17 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 17

ВВВВ ВВВВ ЕЕЕЕ ДДДД ЕЕЕЕ IIIIIIII IIII Е.Е.Е.Е.



        Еще лѣтъ нятьдесятъ тому назадъ русскихъ дѣтей, за весьма рѣдкими
   исключеніями, не воспитывали, а лишь ростили, руководствуясь понятіями и
   правилами, почерпнутыми изъ незамысловатой житейской дѣйствительности.
   Харавтеръ воспитанія въ Россіи до половины нынѣшняго столѣтія видоизмѣ­
   нялся чрезвычайно медленно, обновляясь вмѣстѣ съ историческими условіями
   нашей жизни, но съ начала 60­хъ годовъ нынѣшняго столѣтія, этого самаго
   лихорадочнаго и оживленнаго періода умственнаго и нравственнаго пробуж­
   денія, возрожденія самосознанія и обновленія русскаго общества послѣ долгой
   спячки и застоя, воспитаніе вошло въ новую фазу развитія. Вмѣстѣ съ за­
   ботою о просвѣщеніи только что освобожденнаго отъ рабства народа, серьезно
   стали думать и о болѣе раціональномъ воспитанія дѣтей средняго и высшаго
   классовъ общества: одно за другимъ начали быстро появляться дѣтскіе и пе­
   дагогическіе журналы, педагогическія статьи и отдѣльныя сочиненія, какъ
   переводныя,   такъ и самостоятельныя, трактующія о физическомъ уходѣ за
   дѣтьми, о нравственномъ и умственномъ воспитаніи, о методахъ обученія
   различнымъ    предметамъ.   Молодыя матери, съ ужасомъ вспоминая свое
   дѣтство,  когда онѣ не получали отвѣтовъ        на незамысловатые вопросы
   относительно поражающихъ ихъ явленій окружающей природы и жизни, и
   ту безобразную атмосферу, которая совсѣмъ коверкала ихъ характеръ, раз­
   вращала и притупляла ихъ умственно, бросились учиться,           сколько хва­
   тало силъ, и прежде всего посвящали себя занятіямъ педагогикою. Онѣ рѣ­
   шили дать своимъ дѣтямъ воспитаніе и развитіе, соотвѣтствующее самымъ
   строгимъ современнымъ требованіямъ. Къ сожалѣнію, эти старанія, эти чест­
   ныя стремленія очень часто не приводили ни къ чему, и приблизительно въ
   половинѣ 70­хъ годовъ, вмѣстѣ съ реакціей, наступившей еще раньше, по­
   сыпался градъ обвиненій на воспитаніе эпохи 60­хъ годовъ и на педагогику
   вообще. Педагогическія сочиненія были заброшены, и новое поколѣніе мате­
   рей не находило уже нужнымъ заниматься педагогическими вопросами. Соб­
   ственную лѣнь и апатію, вѣрную спутницу реакціи, оправдывали тѣмъ, что
   воспитаніе 60­хъ годовъ дало не лучшіе результаты, чѣмъ то, которое дѣти
   получали при крѣпостномъ правѣ; стали говорить, что теперь, какъ и прежде,
   въ семьяхъ можно встрѣтить разладъ между молодымъ и старымъ поколѣ­
   ніями, что теперь точно также немало самодуровъ и эгоистовъ, и притомъ
   ихъ безсердечный эгоизмъ проявляется даже и въ тѣхъ семьяхъ, гдѣ при
   воспитаніи руководствовались самыми гуманными принципами, отдавали дѣ­
   тямъ всю душу.     Если­бы во многихъ отношеніяхъ печальные результаты
                                                                           1111
   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22