Page 20 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 20

ГлаваГлаваГлаваГлава I.I.I.I. ІіоспіітаБІеІіоспіітаБІеІіоспіітаБІеІіоспіітаБІе въвъвъвъ XVIXVIXVIXVI ииии XVIIXVIIXVIIXVII стодѣтіяхъ.стодѣтіяхъ.стодѣтіяхъ.стодѣтіяхъ.


   Домострой. — Безграничный произволъ главы семейства. — ІІоложѳніѳ дѣтей. — Какіе нримѣры
   нмѣли они нередъ глазами. —Аскѳтнчеекіе идеалы и ихъ значеніе, — Положеніе женщины. —
   Теремъ пего вліяніе. —Грубость нравовъ и жестокость. — Семейныя дрязгп п разврата.—От­
   ношеніе къ рабамъ и друзьямъ.—Ссоры, сквернословіе и драки.—Доносы.—Грубыя развлеченіл:
   пиры, обжорство, пьянство, звѣрнныя травли, охота, кулачные бои, скоморохи.—Взяточничество.—
   Суевѣрін.—Кликуши.— Нищіѳ и отношеніе къ нимъ.—Презрѣніе высшаго сословія къ труду.—
   Отсутствіе ннтеллигендіи. — Византіпекое вліяніе и продолжительное отчужденіе Россіп отъ
                                   западной Европы.

        Самый типичный памятникъ перваго періода воспитанія въ Россіи—
   Домострой, въ которомъ, какъ въ зеркалѣ, отразились семейныя и обще­
   ственныя понятія нашихъ предковъ, ихъ взгляды на воспитаніе и строй до­
   машней жизни. Основныя начала Домостроя глубоко проникли въ жизнь рус­
   скаго общества и господствовали въ немъ во всей силѣ не только въ XVI и
   XVII ст., но и въ первой половинѣ ХѴШ вѣка.
        Члены семьи, по Домострою, должны были жить исключительно семей­
   ными интересами и находиться не только въ полномъ подчиненіи главѣ семей­
   ства, но и въ совершенномъ рабствѣ передъ нимъ. Только домовладыка могъ
   быть въ семьѣ самостоятельною личностью, единовластнымъ, грознымъ ея вла­
   стителемъ и вершителемъ ея судебъ. И действительно, глава семейства того
   времени пользовался въ своемъ домѣ такимъ же престижемъ, такою же
   самодержавною властью, какъ великій князь московскій въ землѣ русской. Съ
   перваго взгляда его обязанности были сложны и затруднительны: онъ долженъ
   былъ наблюдать за нравственностью и жизнью жены, дѣтей, рабовъ и всѣхъ
   живущихъ въ домѣ домочадцевъ; но въ сущности его обязанности были точно
   опредѣлены, далеко не головоломны и, согласно съ характеромъ эпохи, грубы
   до жестокости, суровы и дики. Заботиться о нравственности своихъ близкихъ
   домовладыка долженъ былъ не иначе, какъ съ плетью въ рукахъ, не щадя ни
   плети, ни лозы, ни жезла. Единственнымъ ограниченіемъ такого произвола слу­
   жилъ совѣтъ Домостроя—не изувѣчить истязуемаго. Авторъ Домостроя даетъ
   подробныя наставленія, какъ употреблять то или другое наказаніе; совѣтуетъ
   производить домашнія экзекуціи келейно, чтобы «люди того не вѣдали и не
   слыхали». Если истязуемый не каялся и не плакалъ о грѣхахъ своихъ,
   наказаніе ему слѣдовало назначать болѣе жестокое. «Любя сына своего, уча­
   щай ему раны, да послѣди о немъ возвеселишися... И не дажъ ему власти ­
   (воли въ юности), но сокруши ему ребра»...
        Домострой, выдвигая на первый планъ отцовскій авторитетъ, требуетъ отъ
   жены, дѣтей и слугъ домовладыки полнаго ему подчиненія, строго наказывая
   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25