Page 23 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 23

———— 7777 ————

   любви въ истинномъ смыслѣ этого слова, такъ какъ главнымъ связующимъ
   звеномъ, наиболѣе существеннымъ воспитательнымъ средствомъ служили страхъ,
   розги, палки и побои. Покорность дѣтей отцу была рабская, въ полномъ
   смыслѣ слова унизительная для человѣческаго достоинства; дѣтей называли
   даже «рабами рождьшаго»,      т. е. отца. Рабское положеніе дѣтей перешло и
   въ обычай: по этикету того времени вмѣсто нынѣшнихъ объятій и поцѣлуевъ,
   дѣти, въ знакъ безусловной покорности передъ родителями, кланялись имъ
   до земли.
        Положеніе женщины было самое тяжкое, самое унизительное: невѣжество,
   грубость, развратъ, дикіе нравы нашихъ предковъ, безусловное подчиненіе
   авторитету главы семейства, наконецъ весь строй древней русской жизни,
   не тронутый цивилизаціею и гуманаыми просвѣтительными началами, содѣй­
   ствовали угнетенію и униженію женщины;         столько же помогъ этому и
   выработанный подъ вліяніемъ аскетическихъ идеаловъ взглядъ на бракъ, какъ
   на какое­то «скверное беззаконіе». Женщина, по пояятіямъ того времени,
   сравнительно съ мужчиною, была существомъ не только во всѣхъ отноше­
   ніяхъ низшимъ, но олицетвореніемъ коварства, низости, лжи, злости, лукав­
   ства и глупости. Въ ней отрицали даже природную склонность къ справед­
   ливости и истинѣ. «Женскій родъ ползокъ къ паденію», утверждали про­
   повѣдники и награждали женщину самыми нелестными эпитетами въ родѣ
   слѣдующихъ: «злое острое дьяволе оружіе», «дьявола стрѣла», «источникъ злобы»,
   «сокровище нечистотъ», «грѣхамъ учительница», «матерь похотѣмъ» и т. п.
        Такимъ образомъ въ древне­русскомъ обществѣ смотрѣли на женщину
   съ полнымъ, нескрываемымъ презрѣніемъ и на каждомъ шагу давали ей
   это чувствовать. Могло ли дитя уважать свою мать, когда оно кругомъ
   видѣло одно презрѣніе къ ней. Такіе взгляды на женщину создали для нея
   въ семьѣ и обществѣ самое позорное, самое унизительное положеніе: она
   являлась существомъ, созданнымъ исключительно для удовлетворенія чувствен­
   ныхъ потребностей мужчины. Униженная, оскорбленная, поруганная съ перваго
   появленія на свѣтъ (рожденія дочери отецъ стыдился), она такимъ же жал­
   кимъ существомъ, скорѣе вещью, чѣмъ человѣкомъ, сходила и въ могилу. Въ
   дѣтствѣ она была рабою и невольницею отца, а затѣмъ мужа. Чувство страха,
   слѣпое рабское повиновеніе, отсутствіе собственной воли и мысли, даже и
   въ главныхъ вопросахъ, касавшихся ея личной жизни, вотъ принципы, которые
   должны были лечь въ основу всей ея жизни, какъ подъ родительскимъ кро­
   вомъ, такъ и въ домѣ мужа. Даже идеальное выполненіе всѣхъ обществен­
   ныхъ требованій не давало ей права на довѣріе и на болѣе человѣческое
   отношеніе къ ней мужа. Онъ вынужденъ былъ по отношенію къ ней посту­
   пать по требованію своего времени: «люто есть тому мужу, иже языка жены
   своея слушаетъ»... или: «первое блюдися къ своей жены тайны повѣдати».
        Литература того времени не создала никакого идеала женщины, какъ
   жены и матери. Если хотѣли изобразить хорошія качества женщины (похвалы
   встрѣчались очень рѣдко и заглушались общимъ потокомъ презрительныхъ
   укоровъ), ее изображали какъ подвижницу, великую постницу,            суроваго
   аскета, но только не какъ жену и мать.
        Мужъ смотрѣлъ на жену, какъ на вещь, исключительно ему принадлежа­
   щую, и стремился сохранять ее для себя одного, поэтому онъ и запиралъ
   ее, какъ вещь, подъ замокъ и запрятывалъ въ теремъ. Хотя въ крестьянскомъ
   быту на женщину взваливали все, что потруднѣе было въ домашнемъ хозяй­
   стве, но ея не держали взаперти, и она пользовалась извѣстною свободою.
    Правда, непосильный трудъ иногда преждевременно губилъ ея силы, но онъ
   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28