Page 23 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 23
———— 7777 ————
любви въ истинномъ смыслѣ этого слова, такъ какъ главнымъ связующимъ
звеномъ, наиболѣе существеннымъ воспитательнымъ средствомъ служили страхъ,
розги, палки и побои. Покорность дѣтей отцу была рабская, въ полномъ
смыслѣ слова унизительная для человѣческаго достоинства; дѣтей называли
даже «рабами рождьшаго», т. е. отца. Рабское положеніе дѣтей перешло и
въ обычай: по этикету того времени вмѣсто нынѣшнихъ объятій и поцѣлуевъ,
дѣти, въ знакъ безусловной покорности передъ родителями, кланялись имъ
до земли.
Положеніе женщины было самое тяжкое, самое унизительное: невѣжество,
грубость, развратъ, дикіе нравы нашихъ предковъ, безусловное подчиненіе
авторитету главы семейства, наконецъ весь строй древней русской жизни,
не тронутый цивилизаціею и гуманаыми просвѣтительными началами, содѣй
ствовали угнетенію и униженію женщины; столько же помогъ этому и
выработанный подъ вліяніемъ аскетическихъ идеаловъ взглядъ на бракъ, какъ
на какоето «скверное беззаконіе». Женщина, по пояятіямъ того времени,
сравнительно съ мужчиною, была существомъ не только во всѣхъ отноше
ніяхъ низшимъ, но олицетвореніемъ коварства, низости, лжи, злости, лукав
ства и глупости. Въ ней отрицали даже природную склонность къ справед
ливости и истинѣ. «Женскій родъ ползокъ къ паденію», утверждали про
повѣдники и награждали женщину самыми нелестными эпитетами въ родѣ
слѣдующихъ: «злое острое дьяволе оружіе», «дьявола стрѣла», «источникъ злобы»,
«сокровище нечистотъ», «грѣхамъ учительница», «матерь похотѣмъ» и т. п.
Такимъ образомъ въ древнерусскомъ обществѣ смотрѣли на женщину
съ полнымъ, нескрываемымъ презрѣніемъ и на каждомъ шагу давали ей
это чувствовать. Могло ли дитя уважать свою мать, когда оно кругомъ
видѣло одно презрѣніе къ ней. Такіе взгляды на женщину создали для нея
въ семьѣ и обществѣ самое позорное, самое унизительное положеніе: она
являлась существомъ, созданнымъ исключительно для удовлетворенія чувствен
ныхъ потребностей мужчины. Униженная, оскорбленная, поруганная съ перваго
появленія на свѣтъ (рожденія дочери отецъ стыдился), она такимъ же жал
кимъ существомъ, скорѣе вещью, чѣмъ человѣкомъ, сходила и въ могилу. Въ
дѣтствѣ она была рабою и невольницею отца, а затѣмъ мужа. Чувство страха,
слѣпое рабское повиновеніе, отсутствіе собственной воли и мысли, даже и
въ главныхъ вопросахъ, касавшихся ея личной жизни, вотъ принципы, которые
должны были лечь въ основу всей ея жизни, какъ подъ родительскимъ кро
вомъ, такъ и въ домѣ мужа. Даже идеальное выполненіе всѣхъ обществен
ныхъ требованій не давало ей права на довѣріе и на болѣе человѣческое
отношеніе къ ней мужа. Онъ вынужденъ былъ по отношенію къ ней посту
пать по требованію своего времени: «люто есть тому мужу, иже языка жены
своея слушаетъ»... или: «первое блюдися къ своей жены тайны повѣдати».
Литература того времени не создала никакого идеала женщины, какъ
жены и матери. Если хотѣли изобразить хорошія качества женщины (похвалы
встрѣчались очень рѣдко и заглушались общимъ потокомъ презрительныхъ
укоровъ), ее изображали какъ подвижницу, великую постницу, суроваго
аскета, но только не какъ жену и мать.
Мужъ смотрѣлъ на жену, какъ на вещь, исключительно ему принадлежа
щую, и стремился сохранять ее для себя одного, поэтому онъ и запиралъ
ее, какъ вещь, подъ замокъ и запрятывалъ въ теремъ. Хотя въ крестьянскомъ
быту на женщину взваливали все, что потруднѣе было въ домашнемъ хозяй
стве, но ея не держали взаперти, и она пользовалась извѣстною свободою.
Правда, непосильный трудъ иногда преждевременно губилъ ея силы, но онъ