Page 26 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 26
— 10 —
Оборванные, холодные, голодные рабы ночью бѣгали по болыпимъ дорогамъ,
выпрашивая милостыню, а ночью грабили проѣзжихъ.
Когда господа ссорились, и ихъ рабы заводили между собою ссоры и драки
на ихъ честь, даже убивали другъ друга. Но въ то же время изъ мести
они нерѣдко доносили на своего господина, обвиняя его въ злоумышленіи на
царя. Такимъ же характеромъ рабскаго страха, вѣроломства и предательства
отличались отношенія господъ къ болѣе знатнымъ, а также и къ царю:
знатный господинъ хорошо служилъ царю только потому, что боялся его
батоговъ и побоевъ, ждалъ отъ него подачки.
Отношенія другъ къ другу друзей и знакомыхъ не носили и тѣни искрен
ней преданности, истинной любви и дружелюбія: все было основано на
разсчетѣ. Согласно со степенью важности и богатства гостя его угощали лучше
или хуже, сажали на болѣе или менѣе почетное мѣсто, устраивали ему болѣе
или менѣе торжественный пріемъ. Встрѣчаясь съ одними, только накло
няли голову, другимъ кланялись въ поясъ, третьимъ кланялись до земли, а
были и такіе. передъ которыми становились на колѣнй и касались лбомъ
земли. Однимъ слбвомъ, въ обращеніи съ окружающими строго слѣдовали
правилу: держать себя высокомѣрно и надменно съ низшими и рабски уни
жаться передъ высшими. Дружба соразмѣрялась со степенью выгоды; заду
шевные друзья легко расходились, когда дружба приносила мало матеріаль
ной пользы одной изъ сторонъ. Довольно было навлечь на себя царскую
немилость, чтобъ закадычный другъ моментально отвернулся и сталъ бы не
медленно наносить тяжкія оскорбленія.
Въ русскомъ характерѣ вообще было мало искренности: въ разговорѣ
наблюдали большую церемонность, напыщенность и крайнюю осторожность.
Часто невинное слово принимали за намекъ, за оскорбленіе, отсюда возникали
безконечныя тяжбы, въ конецъ разорявшія цѣлыя семейства. Церемонность въ
обращеніи и напыщенность въ разговорѣ переходили въ татарскую гру
бость. Началась ссора, и поссоравшіеся, какъ бы они ни кичились знат
ностью и высотой своего положенія, осыпали другъ друга потокомъ площадной
брани. Сквернословіе, драки, ссоры были въ ходу во всѣхъ слояхъ общества, и
между рабами, . и среди самыхъ знатныхъ людей, и среди духовенства;
монахи, нерѣдко даже въ храмѣ божіемъ, поносили другъ друга или
когонибудь изъ присутствующихъ, и при этомъ съ ихъ устъ срывалась
самая позорная, самая срамная ругань. Дѣти, разсердившись на родителей,
осыпали ихъ градомъ возмутительныхъ ругательствъ, то же дѣлали и роди
тели, увѣщевая ихъ. Цари пытались уничтожить эту скверну кнутомъ и ба
тогами; но это, конечно, не помогало, такъ какъ было слѣдствіемъ грубой,
дикой натуры, нетронутой цивилизаціею.
Къ дракѣ во время ссоры одинаково прибѣгали какъ рабы, такъ и госпо
да. Драка и брань неразлучно шли рука объ руку, какъ среди мужчинъ,
такъ и среди женщинъ; брань обыкновенно оканчивалась дракою: одинъ ста
рался вцѣпиться другому въ бороду, женщины таскали другъ друга за во
лосы; многіе дрались палками и убивали другъ друга на повалъ.
Носсорившіеся прибѣгали и къ болѣе гнусному способу мести—доносу.
Во всѣхъ классахъ общества развелось множество кляузниковъ и доносчиковъ,
очень часто съ исключительною цѣлію наживы. Въ то время стоило подать
на когонибудь жалобу, чтобы втянуть его въ раззорительную тяжбу. Иной
подкладывалъ тому, кого хотѣлъ подвести, какуюнибудь вещь, затѣмъ заяв
лялъ, что у него случилась пропажа, и что онъ подозрѣваетъ въ воровствѣ
такогото. Производился обыскъ и начиналось слѣдствіе. Раззорившіеся дѣти