Page 10 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 10

XXXX

    а иногда и совсѣмъ разрушаются при покоѣ, при недостаткѣ упражне­
    ній,—это законъ неопровержимый. Изъ сказаннаго ясно,           что человѣкъ
    становится крѣпче, сильнѣе, здоровѣе физически и духовно, обладаетъ
    болѣе совершенными органами внѣшнихъ чувствъ, если воспитатели ста­
    вятъ ребенка съ самаго ранняго дѣтства въ условія, при которыхъ
   всѣ его органы, всѣ его духовныя и физическія способности могутъ
    упражняться: онъ будетъ добръ и милосердъ,        если съ ранняго дѣтства
    упражнялъ свою доброту, внимателенъ къ окружающимъ, если заботился
    о ихъ покоѣ и жертвовалъ для нихъ своими личными интересами и
   удовольствіями. Если даже богато одареннаго ребенка не поставятъ въ
    благопріятныя условія для развитія его наблюдательности, — онъ бу­
    детъ въ концѣ концовъ или вовсе ненаблюдателенъ, или въ немъ ра­
    зовьется лишь­ внѣшняя наблюдательность. Односторонняя забота родите ­
   лей объ одномъ физическомъ благосостояніи дѣйствительно можетъ создать
    изъ ребенка атлета, если только онъ отъ рожденія не унаслѣдовалъ бо­
    лѣзненной организации или какихъ либо физическихъ аномалій. Но если
    съ дѣтства воспитатели не обращали вниманія на выработку въ ребенкѣ
    альтруистическихъ склонностей, а также чувства чести и долга, если при
    этомъ они не заботились объ укрѣпленіи воли, характера и облагораживаю­
    щихъ умъ и сердце стремленій,—будь человѣкъ атлетическаго слоясенія, онъ
    не только не принесетъ пользы обществу, но и самъ, въ большинствѣ слу­
    чаевъ, не будетъ долго наслаждаться своею силою и здоровьемъ. Люди, не
    выработавшіе никакихъ нравственныхъ правилъ, выходятъ въ концѣ кон­
   цовъ Митрофанушками: въ        нихъ обыкновенно преждевременно пробуж­
   даются чувственные, инстинкты, низводящіе человѣка до животнаго, и они
    съ ранней молодости предаются разнаго рода излишествамъ, бросаются на
   вредныя.и грубыя удовольствія, быстро подтачивающія ихъ здоровье.
         Отрицаніе необходимости умственнаго и нравственнаго развитія дѣтей
   дошкольнаго возраста объясняется съ одной стороны лѣнью и апатіею во­
   спитателей (такъ какъ противуположный взглядъ на это дѣло обязы­
   ваетъ къ серьезной подготовкѣ и къ постоянному труду), съ другой, быть
   можетъ, тѣмъ, что въ послѣднее время и у насъ, и на западѣ появилось
   много работъ объ умственномъ переутомленіи дѣтей. И въ силу того, что
   дѣтей можно переучить, переутомить, совсѣмъ не заботятся о развитіи ихъ
   психическихъ силъ. Но вѣдь и перекормить можно, однако никому не при­
   ходить въ голову совсѣмъ не кормить ребенка потому только, что его
   можно перекормить. Переутомленіе мозга дѣйствительно въ высшей сте­
   пени гибельно отражается на здоровьѣ дѣтей, но не менѣе гибельно мо­
    жетъ отразиться во всѣхъ сферахъ будущей дѣятельности человѣка и
   отсутствіе умственнаго и нравственнаго развитія ихъ въ дѣтствѣ. Нако­
   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15