Page 10 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 10
XXXX
а иногда и совсѣмъ разрушаются при покоѣ, при недостаткѣ упражне
ній,—это законъ неопровержимый. Изъ сказаннаго ясно, что человѣкъ
становится крѣпче, сильнѣе, здоровѣе физически и духовно, обладаетъ
болѣе совершенными органами внѣшнихъ чувствъ, если воспитатели ста
вятъ ребенка съ самаго ранняго дѣтства въ условія, при которыхъ
всѣ его органы, всѣ его духовныя и физическія способности могутъ
упражняться: онъ будетъ добръ и милосердъ, если съ ранняго дѣтства
упражнялъ свою доброту, внимателенъ къ окружающимъ, если заботился
о ихъ покоѣ и жертвовалъ для нихъ своими личными интересами и
удовольствіями. Если даже богато одареннаго ребенка не поставятъ въ
благопріятныя условія для развитія его наблюдательности, — онъ бу
детъ въ концѣ концовъ или вовсе ненаблюдателенъ, или въ немъ ра
зовьется лишь внѣшняя наблюдательность. Односторонняя забота родите
лей объ одномъ физическомъ благосостояніи дѣйствительно можетъ создать
изъ ребенка атлета, если только онъ отъ рожденія не унаслѣдовалъ бо
лѣзненной организации или какихъ либо физическихъ аномалій. Но если
съ дѣтства воспитатели не обращали вниманія на выработку въ ребенкѣ
альтруистическихъ склонностей, а также чувства чести и долга, если при
этомъ они не заботились объ укрѣпленіи воли, характера и облагораживаю
щихъ умъ и сердце стремленій,—будь человѣкъ атлетическаго слоясенія, онъ
не только не принесетъ пользы обществу, но и самъ, въ большинствѣ слу
чаевъ, не будетъ долго наслаждаться своею силою и здоровьемъ. Люди, не
выработавшіе никакихъ нравственныхъ правилъ, выходятъ въ концѣ кон
цовъ Митрофанушками: въ нихъ обыкновенно преждевременно пробуж
даются чувственные, инстинкты, низводящіе человѣка до животнаго, и они
съ ранней молодости предаются разнаго рода излишествамъ, бросаются на
вредныя.и грубыя удовольствія, быстро подтачивающія ихъ здоровье.
Отрицаніе необходимости умственнаго и нравственнаго развитія дѣтей
дошкольнаго возраста объясняется съ одной стороны лѣнью и апатіею во
спитателей (такъ какъ противуположный взглядъ на это дѣло обязы
ваетъ къ серьезной подготовкѣ и къ постоянному труду), съ другой, быть
можетъ, тѣмъ, что въ послѣднее время и у насъ, и на западѣ появилось
много работъ объ умственномъ переутомленіи дѣтей. И въ силу того, что
дѣтей можно переучить, переутомить, совсѣмъ не заботятся о развитіи ихъ
психическихъ силъ. Но вѣдь и перекормить можно, однако никому не при
ходить въ голову совсѣмъ не кормить ребенка потому только, что его
можно перекормить. Переутомленіе мозга дѣйствительно въ высшей сте
пени гибельно отражается на здоровьѣ дѣтей, но не менѣе гибельно мо
жетъ отразиться во всѣхъ сферахъ будущей дѣятельности человѣка и
отсутствіе умственнаго и нравственнаго развитія ихъ въ дѣтствѣ. Нако