Page 190 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 190

— 174 ­

   ласки несравненно болѣе действительны, чѣмъ угрозы, проявленіе гнѣва и
   наказанія. Но какъ бы то ни было, съ помощью искусственныхъ средствъ,
   то есть извѣстнаго воспитанія, и животное становится внимательнымъ, и оно
   въ концѣ концовъ пріобрѣтаетъ привычку къ вниманію, тѣмъ болѣс воспита­
   ніе оказываетъ вліяніе на человѣка. Какъ среди людей, такъ и среди живот­
   ныхъ есть способные и менѣе способные къ воспитанно. Опытные дресси­
   ровщики отличаютъ годную для выучки обезьяну по степени вниманія, обна­
   руживаемая ею на первыхъ урокахъ. Если въ то время, когда говорятъ съ
   обезьяной или объясняютъ ей что либо, вниманіе ея легко развлекается
   мухой, сидящей на стѣнѣ, или какимъ нибудь другимъ пустякомъ, то такое
   животное считается безнадежнымъ въ смыслѣ дрессировки.
        На степень вниманія человѣка, какъ мы уже знаемъ, вліяніе оказываютъ
   всѣ его душевныя силы, и потому въ первые годы жизни ребенка, пока онъ
   еще не вполнѣ владѣетъ языкомъ, вниманіе (непроизвольное), проявляемое
   имъ къ окружающимъ предметамъ, показываетъ степень его психическаго
   развитія.
        Упражненіе вниманія у дѣтей начинается очень рано. Предметы и явлеаія
   окружающаго міра, дѣйствуя на органы внѣпшихъ чувствъ, производятъ
   разнообразныя впечатлѣнія. Вниманіе, отдаваемое ребенкомъ своимъ ощуще­
   ніямъ, становится съ каждымъ днемъ все болѣе сильнымъ, и предъ нимъ все
   болѣе расширяется область нредметовъ, на которой онъ сосредоточиваетъ свое
   вниманіе. Приблизительно въ возрастѣ полуторамѣсячномъ ребенку достав­
   ляетъ видимое удовольствіе сосаніе груди. Онъ отъ времени до времени пере­
   стаете сосать и точно прислушивается къ шуму, производимому глотаніемъ
   молока,— это уже признакъ вниманія. Но вотъ онъ опять принимается сосать;
   блестящіе отъ удовольствія глазки      дѣлаются   постепенно   неподвижными,
   физіономія принимаетъ видъ полнаго удовлетворения, вѣки постепенно закры­
   ваются, —онъ засыпаетъ. Если въ то время, когда ребенокъ сосетъ грудь съ
   наслажденіемъ, ему даютъ рожокъ съ тепловатой, подслащенной водой, онъ
   въ первую минуту охотно сосетъ, но затѣмъ выпускаетъ его изо рта, а нерѣдко,
   наморщивъ брови и сжавъ губы, испускаетъ пронзительный крикъ,—признакъ
   неудовольствія на перемѣну пищи, свидѣтельствующій о его вниманіи, обра­
   щенномъ на деятельность вкуса. По достиженіи ребенкомъ двухъ­трехмѣсяч­
   нагоч возраста одни предметы поражаютъ его красками, другіе своими фор­
   мами, третьи—свойственными имъ движеніями.
        Энергія и сила проявляемаго дѣтьми вниманія соразмѣрна съ живостью
   ихъ темперамента и съ живостью испытываемыхъ имъ ощущеній. Иногда
   дѣти уже въ три мѣсяца очень внимательны къ малѣйшему шуму, проис­
   ходящему въ комнатѣ, къ разнообразнымъ звукамъ голоса, обнаруживаютъ
   яшвѣйшую радость при видѣ различныхъ цвѣтовъ; другія же и въ шесть
   мѣсяцевъ едва повертываютъ голову при сильномъ, внезапномъ и рѣзкомъ
   звукѣ колокольчика, останавливаютъ вниманіе на одномъ, много на двухъ
   яркихъ цвѣтахъ. На развитіе внѣшнихъ органовъ чувствъ такого лимфати­
   ческаго дитяти слѣдуетъ обратить особенное вниманіе: правильно развивая
   его органы чувствъ, воспитатель въ то же время содѣйствуетъ и правиль­
   ному развитію его вниманія.
        Ребенокъ упражняетъ свое вниманіе также при помощи различныхъ
   игръ.  Полугодовалому ребенку для забавы уже даютъ въ руки мячикъ,
   кольцо,  неболыпія    резиновыя и легкія деревянныя      игрушки    различной
   формы, онъ постукиваетъ ими по столу, возитъ ихъ, катаетъ, бросаетъ на
   полъ. Одна изъ самыхъ характерныхъ чертъ ребенка въ этотъ возрастъ—
   185   186   187   188   189   190   191   192   193   194   195