Page 192 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 192

— 176 —

        Не слѣдуетъ однако смѣшивать однообразіе и простоту игругаекъ съ
   лишеніемъ ребенка предметовъ, необходимыхъ для упражненія всѣхъ его ор­
   гановъ чувствъ: послѣднее вредно отражается на всемъ развитіи. Мы знали
   ребенка двухъ съ половиною лѣтъ, совершенно здороваго, который, кромѣ
   краснаго и зеленаго, не обращалъ ни малѣйшаго вниманія на другіе цвѣта,
   который кромѣ звука колокольчика и свиста былъ равнодушенъ ко всякому
   другому шуму и звуку. Это былъ сынъ переплетчика: онъ родился и жилъ
   до двухъ съ половиною лѣтъ въ комнатѣ, смежной съ мастерской, и привыкъ
   ко всевозможному шуму, гаму и крику мастеровыхъ. Докторъ, призванный
   во время его болѣзни, случайно обратилъ вниманіе на эти недостатки, заста­
   вилъ перевести ребенка въ другое помѣщеніе, а чтобы убѣдиться, не стра­
   даетъ ли онъ дальтонизмомъ (слѣпотою къ нѣкоторымъ цвѣтамъ) посовѣто­
   валъ родителямъ пріобрѣсти разноцвѣтные кубики и мячики и упражнять его
   въ распознаваніи цвѣтовъ, указалъ и упражненія для различенія звуковъ.
   Ребенокъ скоро выучился отличать одинъ пвѣтъ отъ другаго и послѣ того
   сталъ останавливать свое вниманіе на цвѣтахъ въ окружающихъ его пред­
   метахъ въ природѣ и въ домашней обстановкѣ.
        Въ случаѣ недостатка вниманія или несоразмѣрности его съ возрастомъ
   ребенка слѣдуетъ усиливать какъ внѣшнія впечатлѣнія, такъ и дѣятельность
   способностей представленія. Для этого прежде всего необходимо направлять
   вниманіе ребенка на предметы, къ которымъ онъ остается равнодушнымъ.
   Ребенокъ уже въ полтора, два года не долженъ оставлять безъ вниманія
   птички, которая прилетаетъ клевать крошки къ его столу, котятъ, играющ­
   щихъ на полу, рыбы, плавающей у берега рѣки, не долженъ быть равно­
   душенъ къ разоообразнымъ звукамъ въ природѣ и въ мірѣ животныхъ. Вос­
   питатель долженъ обращать вниманіе ребенка на всѣ окружающія явленія,
   что помогаетъ правильному развитію органовъ чувствъ, дѣлаетъ ребенка на­
   блюдательнымъ, даетъ прочный матеріалъ для здоровыхъ побужденій вни­
   манія, сообщаетъ ему внутреннюю силу, а вмѣстѣ съ этимъ вызываетъ къ
   развитію и жизни другія психическія силы.
        Воспитателя не должно безпокоить то обстоятельство, что вниманіе ма­
   ленькаго ребенка приходится привлекать на предметы и явленія, не имѣющія
   между собою повидимому особенной связи. Но иначе и быть не можетъ: всѣ
   объясненія и разсказы, которыя вы даете ребенку, наблюденія, которыя вы
   пріучаете его дѣлать до школьнаго возраста, очень часто имѣютъ между
   собою лишь чисто внѣшнюю или случайную связь. Но когда въ головѣ ре­
   бенка улягутся впечатлѣнія внѣшняго міра, когда въ его умственномъ ба­
   гажѣ будетъ скоплено уже цѣлая группа представленій, они не будутъ но­
   сить характеръ безпорядочности, отрывочности и разбросанности, а, напро­
   тивъ, будутъ тѣсно связаны между собою.—Впечатлѣнія внѣшняго міра, при­
   влекающая вниманіе маленькаго ребенка, носятъ характеръ повторныхъ (по­
   вторяемыхъ) возбужденій, но это то и даетъ возможность ребенку выработать
   произвольное вниманіе, а также вполнѣ ясно и отчетливо составлять пред­
   ставленія объ окружающихъ его предметахъ и явленіяхъ природы. При болѣе
   или менѣе однообразной житейской обстановкѣ, при которой живетъ боль­
   шинство семействъ, тѣ же предметы и явленія, которые окружаютъ ребенка
   сегодня, онъ будетъ видѣть и завтра; но сегодня они новы для него одними
   своими сторонами, завтра другими. Сегодня ребенокъ остановилъ свое вни­
   маніе на томь, что курица,     бѣгая по сжатому полю, разгребаетъ землю,
   зерна ищетъ, завтра онъ будетъ свидѣтелемъ, какъ она, замѣтивъ въ обла­
   кахъ коршуна, бѣгаетъ, суетится, клохчетъ, дѣтей сзываетъ, чтобы спасти
   187   188   189   190   191   192   193   194   195   196   197