Page 189 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 189

— 173 —

   же слѣдуетъ дѣлать, чтобы направить вниманіе въ должную сторону? „Же­
   лая привлечь вниманіе къ извѣстному кругу явленій", говорить г. Каптеревъ,
   въ своемъ въ высшей степени интересномъ и оригинальность этюдѣ о вни­
   маніи: „нужно разсчитывать на ту притягательную силу, которую могутъ
   оказать предметы этого круга, нужно представить ихъ съ выгодной, эффект­
   ной стороны, нужно отыскать въ нихъ такія свойства, которыя немного по­
   ражали бы, заинтересовывали. Собравъ извѣстное количество такихъ привле­
   кательныхъ впечатлѣній отъ новыхъ предметовъ, слѣдуетъ связать ихъ вмѣ­
   стѣ, соединить въ одну группу, которая и будетъ уже сама по себѣ владѣть
   нѣкоторой силой, побуждающей ко вниманію въ данномъ направленіи. Сила
   этой группы постепенно будетъ увеличиваться новыми впечатлѣніями, пока,
   наконецъ, она не возрастетъ до того, что будетъ поддерживать и обусловли­
   вать вниманіе въ сферѣ данныхъ предметовъ. Несколько такихъ частныхъ
   направленіи вниманія, связанныхъ между собою, образуютъ общую почву
   для особаго вида вниманія и мышленія, которое называется любовью къ на­
   учнымъ занятіямъ. Невозможно направить вниманія въ новую сторону, откло­
   нить его отъ обычныхъ путей и предметовъ, не создавъ въ сознаніи новыхъ
   притягательныхъ центровъ путемъ соотвѣтственныхъ сильныхъ впечатлѣній
   на непроизвольное вниманіе". („Педагогическій Сборникъ", 1889 г., Іюль и
   Августъ). Между тѣмъ многіе педагоги, чтобы вызвать вниманіе, прибѣгаютъ
   къ средствамъ антипедагогическимъ и дѣйствующимъ нерѣдко парализующимъ
   образомъ на вниманіе. „Не повторишь того, что разсказываю,—въ уголъ по­
   ставлю, а то и безъ обѣда оставлю", или въ противномъ случаѣ обѣщаютъ
   награду. Если ребенокъ сосредоточиваетъ вниманіе на предметѣ для полу­
   ченія награды или изъ страха наказанія, впечатлѣніе отъ объясняемаго бу­
   детъ слабо, поверхностно, а то и совсѣмъ не оставить по себѣ никакого
   слѣда; наконецъ, только тогда вниманіе къ предмету дѣйствительно цѣнно,
   когда оно вызвано любознательностью и безкорыстнымъ интересомъ къ нему,
   а не соображеніями личнаго эгоистическаго характера. Къ тому же при угро­
   захъ и ожиданіи награды внутренняя сила вниманія не возрастаетъ, а умень­
   шается, такъ какъ привлекательность наградъ и страхъ наказанія болѣе вы­
   зываютъ вниманіе ребенка, чѣмъ самый предметъ. Награды и угрозы плохи
   и сами по себѣ уже потому, что волнуютъ, подавляютъ или угнетаютъ ре­
   бенка, а слѣдовательно такъ или иначе отвлекаютъ вниманіе отъ того пред­
   мета, къ которому оно должно быть направлено. Наконецъ, всякія награды
   за добродѣтель, всякія наказанія за оплошность и непослушаніе сами по
   себѣ деморализируютъ ребенка, оскверняя и развращая его чистую душу про­
   дажностью, подкупомъ и прививая къ нему чувство рабскаго страха.
        Если ребенокъ воспитывался и развивался при болѣе или менѣе нормаль ­
   ныхъ условіямъ, то къ 12—13­ти лѣтамъ его вниманіе вызывается и под­
   держивается привычкой: равномѣрное развйтіе умственныхъ и душевныхъ
   силъ вызвали любознательность, интересъ къ окружающему міру, и вниманіе
   сдѣлалось у него второю натурою. У субъектовъ, не поддающихся воспитанію,
   произвольное вниманіе является рѣдко, періодически, урывками и не можетъ
   войти въ привычку.
        Животное достигаетъ     произвольнаго вниманія точно также подъ влія­
   ніемъ воспитанія, дрессировки, но для воздѣйствія на него воспитатель рас­
   полагаете несравненно меньшимъ количествомъ средствъ, чѣмъ при воспита­
   ніи человѣка. Онъ дѣйствуетъ на него наказаніями, розгами, палками, по­
   боями, лишеніемъ пищи. Очень важно замѣтить, что даже наиболѣе искус­
   ные дрессировщики животныхъ пришли къ убѣжденію, что мѣры кротости и
   184   185   186   187   188   189   190   191   192   193   194