Page 187 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 187
— 171 —
нибудь предмета привлекаете къ себѣ его вниманіе, у него моментально
пріостанавливаются всѣ его обычныя движенія, — неопредѣленное поверты
ваніе головы изъ стороны въ сторону, безпорядочное подергиваніе руками и
ногами. Его глаза, уши, руки, однимъ словомъ, все его маленькое существо
направляется въ эту минуту къ одному пункту, онъ весь обращается во вни
маніе, непосредственно напрягается къ привлекающему его предмету и весь
сосредоточивается на иемъ. Аффекты, то есть возбужденія въ сферѣ ощу
щеній и чувствованій, желанія, гнѣвъ, ревность, удовольствіе или неудоволь
ствіе, служатъ почвой, на которой развивается непроизвольное вниманіе,
какъ у взрослыхъ, такъ и у дѣтей. Сила, напряженность и продолжитель
ность непроизвольнаго вниманія зависятъ отъ силы, напряженности и про
должительности аффективныхъ состояній. Непроизвольное вниманіе обнаружи
вается, какъ мы уже видѣли, не только у дѣтей, но и у взрослыхъ людей,
даже въ такихъ случаяхъ, когда у послѣднихъ существуетъ вниманіе про
извольное.
Мы уже знаемъ, что у очень маленькихъ дѣтей не существуетъ произ
вольнаго вниманія, но съ развитіемъ психической жизни, когда умственный
кругозоръ нѣсколько расширяется, побужденія ко вниманію становятся много
численнѣе и разнообразнѣе, тогда у нйхъ постепенно формируется вниманіе
произвольное. Но пока психическая жизнь ребенка остается еще въ эмбріо
логическомъ (зачаточномъ) состояній, переходъ мысли отъ одного предмета
къ другому опредѣляется только притягательной силой того или другаго пред
мета или явленія,—онъ обладаетъ лишь вниманіемъ непроизвольнымъ.
До возникновенія цивилизаціи произвольное вниманіе не существовало
или проявлялось на очень непродолжительное время. Чувствовался голодъ, и
всѣ помыслы дикаря были направлены на то, чтобы его удовлетворить;
голодъ прошелъ, и забота о пищѣ забыта, чтобы снова возникнуть съ новымь
голодомъ. Наткнулся дикарь на музыкальный инструментъ, онъ хватаетъ его
и начинаетъ играть, но и броситъ его въ ту же минуту, когда другой пред
мета отвлечетъ его вниманіе. Кстати замѣтимъ, что трудъ вообще составляетъ
самую характерную, самую конкретную форму вниманія. Люди, не умѣющіс
сосредоточивать свое вниманіе и управлять имь, въ болыпинствѣ случаевъ
люди бездѣльные, безпутно, праздно прожигающіе свою жизнь. Вниманіе не
обходимо, какъ для умственнаго, такъ и для физическаго труда. Дикари
отличаются какъ лѣнью къ работѣ физической, такъ и лѣнью мысли. Дикарь
со страстью отдается охотѣ, войнѣ, игрѣ; онъ большой любитель всего слу
чайная, непредвидѣннаго, неизвѣстнаго, но труда постояннаго онъ не знаетъ
или презираетъ его. Даже племена полуцивилизованныя чувствуютъ отвраще
ніе къ постоянному труду. Такимъ образомъ любовь и привычка къ труду есть
уже результата извѣстной степени культуры. То же и въ области мысли. Дикари
никогда не думаютъ о томъ, что не касается ихъ ближайгаихъ матеріальныхъ
интересовъ, потребности тѣла или предметовъ ихъ несложной, житейской
обстановки. Если какойнибудь путешественникъ задаетъ дикарю вопросы,
выходящіе изъ тѣсной рамки его обыденной жизни, они его обыкновенно
такъ утомляютъ, что онъ отказывается отвѣчать; многіе дикари обнарзгжи
ваютъ при этомъ даже раздраженіе, жалуются на головную боль. —что слу
житъ явнымъ признакомъ утомленія отъ непривычнаго умственнаго упраж
ненія,. отъ необходимости сосредоточивать свое вниманіе на предметѣ непри
вычномъ, для нихъ слишкомъ отвлеченномъ.
Произвольное вниманіе состоитъ въ способности удерживать свою мысль
на иредметахъ непривлекательныхъ, непривычныхъ, отвлеченныхъ и можетъ