Page 187 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 187

— 171 —

   нибудь предмета привлекаете къ себѣ его вниманіе, у него моментально
   пріостанавливаются всѣ его обычныя движенія, — неопредѣленное поверты­
   ваніе головы изъ стороны въ сторону, безпорядочное подергиваніе руками и
   ногами. Его глаза, уши, руки, однимъ словомъ, все его маленькое существо
   направляется въ эту минуту къ одному пункту, онъ весь обращается во вни­
   маніе, непосредственно напрягается къ привлекающему его предмету и весь
   сосредоточивается на иемъ. Аффекты, то есть возбужденія въ сферѣ ощу­
   щеній и чувствованій, желанія, гнѣвъ, ревность, удовольствіе или неудоволь­
   ствіе, служатъ почвой, на которой развивается непроизвольное        вниманіе,
   какъ у взрослыхъ, такъ и у дѣтей. Сила, напряженность и продолжитель­
   ность непроизвольнаго вниманія зависятъ отъ силы, напряженности и про­
   должительности аффективныхъ состояній. Непроизвольное вниманіе обнаружи­
   вается, какъ мы уже видѣли, не только у дѣтей, но и у взрослыхъ людей,
   даже въ такихъ случаяхъ, когда у послѣднихъ существуетъ вниманіе про­
   извольное.
        Мы уже знаемъ, что у очень маленькихъ дѣтей не существуетъ произ­
   вольнаго вниманія, но съ развитіемъ психической жизни, когда умственный
   кругозоръ нѣсколько расширяется, побужденія ко вниманію становятся много­
   численнѣе и разнообразнѣе, тогда у нйхъ постепенно формируется вниманіе
   произвольное. Но пока психическая жизнь ребенка остается еще въ эмбріо­
   логическомъ (зачаточномъ) состояній, переходъ мысли отъ одного предмета
   къ другому опредѣляется только притягательной силой того или другаго пред­
   мета или явленія,—онъ обладаетъ лишь вниманіемъ непроизвольнымъ.
        До возникновенія цивилизаціи произвольное вниманіе не существовало
   или проявлялось на очень непродолжительное время. Чувствовался голодъ, и
   всѣ помыслы дикаря были направлены на то, чтобы его удовлетворить;
   голодъ прошелъ, и забота о пищѣ забыта, чтобы снова возникнуть съ новымь
   голодомъ. Наткнулся дикарь на музыкальный инструментъ, онъ хватаетъ его
   и начинаетъ играть, но и броситъ его въ ту же минуту, когда другой пред­
   мета отвлечетъ его вниманіе. Кстати замѣтимъ, что трудъ вообще составляетъ
   самую характерную, самую конкретную форму вниманія. Люди, не умѣющіс
   сосредоточивать свое вниманіе и управлять имь, въ болыпинствѣ случаевъ
   люди бездѣльные, безпутно, праздно прожигающіе свою жизнь. Вниманіе не­
   обходимо, какъ для умственнаго, такъ и для физическаго труда. Дикари
   отличаются какъ лѣнью къ работѣ физической, такъ и лѣнью мысли. Дикарь
   со страстью отдается охотѣ, войнѣ, игрѣ; онъ большой любитель всего слу­
   чайная, непредвидѣннаго, неизвѣстнаго, но труда постояннаго онъ не знаетъ
   или презираетъ его. Даже племена полуцивилизованныя чувствуютъ отвраще­
   ніе къ постоянному труду. Такимъ образомъ любовь и привычка къ труду есть
   уже результата извѣстной степени культуры. То же и въ области мысли. Дикари
    никогда не думаютъ о томъ, что не касается ихъ ближайгаихъ матеріальныхъ
    интересовъ, потребности тѣла или предметовъ ихъ несложной, житейской
    обстановки. Если какой­нибудь    путешественникъ задаетъ дикарю вопросы,
    выходящіе изъ тѣсной рамки его обыденной жизни, они его обыкновенно
    такъ утомляютъ, что онъ отказывается отвѣчать; многіе дикари обнарзгжи­
   ваютъ при этомъ даже раздраженіе, жалуются на головную боль. —что слу­
   житъ явнымъ признакомъ утомленія отъ непривычнаго умственнаго упраж­
   ненія,. отъ необходимости сосредоточивать свое вниманіе на предметѣ непри­
   вычномъ, для нихъ слишкомъ отвлеченномъ.
         Произвольное вниманіе состоитъ въ способности удерживать свою мысль
    на иредметахъ непривлекательныхъ, непривычныхъ, отвлеченныхъ и можетъ
   182   183   184   185   186   187   188   189   190   191   192