Page 191 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 191

— 175 —

   повторять одну и ту же забаву съ игрушкой, одно и тоже двпженіе безчис­
   ленное число разъ. Ребенокъ, наблюдаемый Прейеромъ, 79 разъ сряду от­
   крывалъ и закрывалъ крышку кружки, ни на минуту не останавливаясь. Во
   время такой забавы или точнѣе сказать упражненія вниманія, для ребенка
   необходима возможность сосредоточиться. Ему нужно предоставить въ это
   время совершенное спокойствие и совсѣмъ не вмѣшиваться въ его деятель­
   ность. Мать можетъ быть при этомъ лишь объективнымъ наблюдателем! и
   въ случаѣ необходимости (когда нужно поднимать игрушку) быть пассивного
   его помощницею. Особенно вредно, если мать, чтобы поразнообразить занятіе
   ребенка, замѣняетъ одну игрушку другою. Пусть ребенокъ играетъ однимъ и
   тѣмъ же, пока ему играется, пока это занимаете его. Эта забава съ однимъ
   и тѣмъ же предметомъ, повтореніе надъ нимъ одной и той же оиераціи
   множество разъ даетъ ребенку самыя разнообразныя впечаглѣнія, заставляете
   его изучать предмета съ разныхъ сторонъ. Не смотря на повтореніе одной и
   той же манипуляціи, ребенокъ продѣлываетъ ее каждый разъ при нѣсколько
   иныхъ условіяхъ: онъ ударяетъ игрушкой о столъ, то совсѣмъ близко передъ
   своими глазами и ушами, то дальше, переворачиваетъ игрушку, то одной, то
   другой стороной, роняетъ ее на полъ, бросая то подниметъ выше свою руку,
   то опускаетъ ее ниже, то подается всѣмъ корпусомъ впередъ, то откиды­
   вается назадъ. Вслѣдствіе всѣхъ этихъ разнообразныхъ движеній, отъ раз­
   личнаго положенія тѣла, отъ той или другой силы удара предмета, отъ из­
  вѣстной степени высоты, съ которой ребенокъ бросаетъ предметъ,—послѣдній
   принимаете различную форму, даетъ неодинаковый звукъ. Такимъ образомъ
   при одной и той же забавѣ у ребенка получается отъ предмета самое разно­
   образное и самое разностороннее впечатлѣніе. Изъ сказаннаго ясно, что вос­
   питатель не мѣшать долженъ ребенку въ его первоначальныхъ самостоятель­
   ныхъ наблюденіяхъ, а помогать ему производить ихъ почаще. Мѣшать ребенку
  въ этихъ первыхъ его наблюденіяхъ надъ предметами значитъ искусственно
   прививать къ нему разсѣянность, препятствовать разностороннему изученію
  предмета. Вообще очень полезно для правильнаго развитія вниманія давать
   возможность маленькимъ дѣтямъ почаще самостоятельно играть. Вы усажи­
  ваете ребенка въ кроватку, даете ему какую нибудь подходящую для его
   возраста игрушку, а сами садитесь здѣсь же, гдѣ нибудь въ сторонкѣ. Если
  ребенокъ начинаете плакать и бросаетъ игрушку, покажите ему, какъ можно
  съ нею позабавиться, какіе можно извлечь изъ нея звуки, какъ можно ее
  двигать, катать, и затѣмъ опять отойдите въ сторонку: его капризъ иногда
  исключительно зависитъ оттого, что онъ не знаетъ, какъ взяться за игру­
  шку, какъ съ нею позабавиться. Только въ такомъ случаѣ перемѣните игру­
  шку, когда ребенокъ выказываете рѣшительное нежеланіе играть съ него.
  Заодно перемѣните его положеніе, поносите его на рукахъ по комнатѣ, но
  и при этомъ должно придерживаться той же системы: ребенокъ обращаетъ
  вниманіе на какой нибудь предметъ, устремляетъ на него свои глаза,—пусть
  смотрите, пока ему не надоѣстъ это: воспитатель не долженъ мѣшать его
  наблюдательности и его самостоятельному упражненію вниманія.
        Безусловно вредно для ребенка и развиваетъ разсѣянность —частая смѣна
  впечатлѣній. Это неподходящее условіе для развитія вниманія, а вмѣстѣ съ
  тѣмъ, конечно, и для всего склада характера ребенка; создается этотъ недо­
  статокъ преимущественно страстью родителей окружать дѣтей массою разно­
  образныхъ игрушекъ, что заставляетъ ребенка безпрестанно смѣнять одно
  занятіе другимъ, мѣшаетъ сосредоточивать вниманіе на томъ, что его зани­
   маете,—все это развиваетъ въ дѣтяхъ непостоянство, требовательность и капризы.
   186   187   188   189   190   191   192   193   194   195   196