Page 195 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 195

ГлаваГлаваГлаваГлава IX.IX.IX.IX. Нервность.Нервность.Нервность.Нервность.


   Услленіе нервности и нервныхъ болѣзней во всѣхъ классахъ общества, среди взрослыхъ и
   дѣтен.—Величайшая оиасноеть отъ этихъ недуговъ для современна™ общества.— Признаки и
   причины этого явленія.—Наслѣдственность и соціальныя уеловія.—Тшіичныя черты характера
   нервныхъ дѣтей и юношей. —При какихъ обстоятельствахъ воспитаніе вліяетъ на развптіе нерв­
   ности и нервныхъ болѣзнѳй. — Злоупотребленіе возбуждающими средствами и нхъ пагубное
   вліяніе на организмъ.— Преждевременное и ненормальное развитіе чувственности.—Чрезмѣрное
   физическое напри женіе.—Вредъ умственнагопереутомленія.— Однообразіе труда и его вліяніе.—
   Какой характеръ должно носить воспитаніе, чтобы ослабить вліяніе наслѣдственноети и вред­
   ныхъ условій соціальной жизни. — Гнгіена отдыха. — Правильно организованный трудъ.—Дви­
   женіе, какъ одно изъ важнѣпшпхъ условій физическаго, умственнаго и нравственнаго разви­
   тія.—Необходимость безмятежнаго сна. —Отъ какого сорта развлеченій доллсно устранять ре­
   бенка.—Охраненіе ребенка отъ душевныхъ потрясеній.—Гибельное вліяніе страха, испуга, гнѣва
   и горя на кровоооращеніе, ппщевареніѳ, дѣятельность сердца и дыханіе, на нервную систему
   и нравственность. — Вліяніе угрозъ и дурной привычки щекотать ребенка. — Вредъ испуга и
   страха передъ сномъ. — Какимъ образомъ слѣдуетъ подавлять аффекты и какъ не слѣдуетъ
         этого дѣлать,—Какъ предохранять дѣтей отъ нервности и нервныхъ заболѣваній.


        Какъ бы разумно ни было поставлено физическое, нравственное и умствен­
   ное воспитаніе, оно только тогда можетъ идти правильно и безъ помѣхи, дости­
   гать успѣшныхъ результатов*, когда нервная система ребенка находится въ
   совершенномъ порядкѣ. При нервномъ разстройствѣ ребенокъ болѣетъ и тѣ­
   ломъ, п духомъ, имѣющими между собою самую тѣсную связь. Вслѣдствіе
   этого охраненіе нервной системы дитяти и укрѣпленіе его нервовъ является
   величайшею современною задачею воспитанія, должно быть неослабною забо­
   тою родителей. Особенно важно имѣть это въ виду именно теперь, когда
   нервныя и мозговыя болѣзни возрастают* въ ужасающей степени, — не да­
   ромъ же нашъ вѣкъ называют* нервнымъ вѣкомъ по преимуществу. И дѣй­
   ствительво, разстройства нервной системы преобладаютъ надъ всѣми осталь­
   ными заболѣваніями. Нервность все болѣе усиливается и представляетъ наи­
   болѣе выдающуюся черту характера современнаго общества.
        Усиленіе въ массахъ нервныхъ болѣзней очень трудно опредѣлить точ­
   ными статистическими данными. Ихъ непомѣрно быстрый рост* можно на­
   блюдать по постоянно возрастающему количеству преступлений противъ нрав­
   ственности, самоубійствъ, душевныхъ болѣзней, проституціи, пьянства и все
   увеличивающемуся употребленію веществъ, возбуждающихъ нервную систему.
        Но почему же преступленія противъ нравственности, самоубійства, пьян­
   ство —суть результаты нервныхъ болѣзней и идутъ съ ними рука объ руку?
   Потому, что человѣкъ болѣе или менѣе уравновѣшенный, съ нормально раз­
   витою нервною системою, находитъ въ себѣ достаточно силъ, энергіи и стой­
   койсти для борьбы съ неблагоприятными житейскими условіями, съ горемъ и
                                                                         12*12*12*12*
   190   191   192   193   194   195   196   197   198   199   200