Page 193 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 193

— 177 —

   ихъ отъ врага; затѣмъ другая, третья, четвертая картина изъ жизни той же
   курицы, кошки, собаки, лошади, бѣлки, прирученной дома* изъ жизни ра­
   стеній, насѣкомыхъ дадутъ ребенку возможность составить о нихъ живое,
   всестороннее представленіе, что въ свою очередь вызываетъ дальнѣйшій ин­
   тересъ къ предмету, а вмѣстѣ съ этимъ все сильнѣе возбуждаетъ и прико­
   вываетъ къ нимъ вниманіе. Заинтересовать человѣка, пробудить въ немъ вни­
   маніе, вызвать впослѣдствіи серьезную умственную работу могутъ только тѣ
   предметы, которые не чужды его сознанію, въ которыхъ есть знакомыя ему
   стороны, интересовавшія его прежде. Скопленный умственный матеріалъ по­
   степенно сортируется самъ собою, связь впечатлѣній становится все тѣснѣе
   и тѣснѣе, представленія дѣлаются болѣе яркими и выпуклыми. Юноша съ
   наибольшею пользою и любовью занимается тою отраслью знанія, къ элемен­
   тарнымъ явленіямъ которой уже въ отроческіе годы былъ возбужденъ у него
   интересъ.
        При развитіи вниманія нужно придерживаться тѣхъ же педагогическихъ
   правилъ и принциповъ, какъ и при воспитаніи другихъ душевныхъ силъ ребенка.
        Чтобы развить вниманіе, необходимо выработать въ себѣ умѣнье устра­
   нять несоотвѣтствующія предмету вниманія мысли, чувства и движенія. Если
   голова занята чѣмъ нибудь постороннимъ, ребенокъ не можетъ быть внима­
   теленъ, и умѣнье легко и быстро устранять неподходящія мысли и чувства
   весьма существенно. Пока дѣти не привыкли дѣлать этого сами, воспитатели
   должны устранять все, что мѣшаетъ имъ сосредоточивать вниманіе, что ихъ
   безпокоитъ, волнуетъ. Если съ ребенкомъ что нибудь случилось, если что
   либо взволновало его, пока волненіе въ немъ не уляжется, его слѣдуетъ
   освободить отъ занятій и постараться развлечь прогулкой, игрой, забавой или
   какою нибудь легкою, пріятною для него механическою работою. Въ воспи­
   таніи вниманія весьма важную роль играютъ побужденія. Вполнѣ ясными и
   опредѣлепными побужденіями могутъ руководиться лишь взрослые люди: они
   дѣлаютъ или изучаютъ то или другое во имя собственнаго или общественнаго
   блага, но у ребенка не могутъ еще выработаться вполнѣ опредѣленныя по­
   бужденія, тѣмъ болѣе характера общественнаго. Онъ старается быть внима­
   тельнымъ, чтобы доставить удовольствіе родителямъ, передавъ. имъ все слы­
   шанное и видѣнное, а также вслѣдствіе привычки дѣлиться съ ними всѣми мыслями
   и изъ любви къ нимъ. Но этого еще весьма недостаточно: рука объ руку съ
   этими нравственными мотивами вызывать вниманіе ребенка долженъ интересъ
   къ предмету.
        Вниманіе по своему характеру и степени можетъ быть различно: чѣмъ
   оно напряженнѣе и продолжительнѣе, тѣмъ оно совершеннѣе. Человѣкъ, умѣю ­
   щій управлять своимъ вниманіемъ и напрягать его наиболѣе продолжительно,
   въ то же время обладаетъ необыкновенною настойчивостью характера и си­
   лою воли. Для того, чтобы выработать въ ребенкѣ разумную и полезную на­
   стойчивость, его слѣдуетъ пріучать къ послѣдовательности въ дѣйствіяхъ и
   къ выполненію своихъ маленькихъ обязанностей относительно окружающихъ:
   только въ такомъ случаѣ онъ будетъ думать и дѣйетвовать последовательно.
   Настойчивость есть противуположность легкомыслія и поверхностности, одна изъ
   наиболѣе существенныхъ характерныхъ качествъ силы воли. Чѣмъ устойчи­
   вѣе становится воля человѣка, тѣмъ легче справляется онъ съ своими душев­
   ными силами, а слѣдовательно легко можетъ овладѣть и вниманіемъ. Чело­
   вѣкъ непостоянный, безхарактерный, съ величайшимъ трудомъ сдерживающій
   душевныя движенія, въ то же время лишь съ болыпимъ усиліемъ сосредо­
    точивать свое вниманіе.
                                                                          12121212
   188   189   190   191   192   193   194   195   196   197   198