Page 198 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 198

­ 182 —

   тельно со взрослыми, вообще сильно развита фантазія; мы хотимъ этимъ
   напомнить, что дѣти обладаготъ способностью усиливать всѣ представлепія.
   Событія, излагаемый въ сказкахъ и разсказахъ, ребенокъ буквально пережи­
   ваетъ всѣмъ своимъ существомъ, на него все производить болѣе сильное вне­
   чатлѣніе, чѣмъ на взрослаго: и зрѣлище въ театрѣ, циркѣ, и уличная сцепа,
   и съ этою способностью дѣтей къ повышенной фантазіи воспитатели должны
   считаться­.
        Если нервныя и психическія разстройства дѣтей принимаютъ въ настоя
   щее время такія тяжелыя формы, то у взрослыхъ они проявляются, конечно,
   несравненно чаще. Рука объ руку съ глубокимъ разстройствомъ нервной си­
   стемы усиливается и общая нервность въ настроеніи общества, что преиму­
   щественно выражается раздражительностью, ненормальною живостью или, на­
   оборотъ, неестественною апатіею и вялостью, нерѣдко развинченностью всего
   существа, поверхностностью и мимолетностью впечатлѣній и представленій.
   недостаткомъ выдержки, невозможностью сдерживать аффекты, недостаточ­
   ностью и неосновательностью мотивировки странныхъ, дикихъ и дурныхъ по­
   ступковъ, отсутствіемъ строгой логики, постояннымъ недомоганіемъ, какою­то
   тоскою и тревогою, ослабленіемъ воли и энергіи, нерѣпшгельностью, подав­
   леннымъ настроеніемъ духа, ослабленіемъ памяти. Чѣмъ долѣе длится такое
   состояніё, тѣмъ болѣе мрачную, пессимистическую окраску принимаете жизнь
   и все окружающее, пока оно не иереходитъ въ полный индиферентизмъ ко
   всему, что для человѣка еще недавно было такъ свято и дорого, или къ пол­
   ному отчаянію, доводящему до самоубійства. При такомъ тяжеломъ состояніи
   у большинства является еще болѣзненный страхъ, боязнь чего­то страганаго,
   роковаго: человѣкъ возвращается домой, и у него вдругъ является мысль, ко­
   торая съ каждою минутой переходить въ увѣренность, что онъ всѣхъ близ­
   кихъ найдетъ мертвыми, что безъ него произошелъ пожаръ, что его ждетъ
   какое­нибудь несчастье.
        Спокойная, тихая, опредѣленная и разъ навсегда установившаяся жизнь
   нашихъ предковъ теперь замѣнилась порывистымъ, лихорадочнымъ движеніемъ
   впередъ, какою то болѣзненною, томительною душевною тревогою и общимъ
   недовольствомъ, обуявшимъ всѣ классы общества. Недовольство, тревога, удру­
   чающее душевное настроеніе, чрезмѣрное напряженіе физическихъ и осо­
   бенно умственныхъ силъ, вѣчная лихорадочная жизнь и житейская сутолока
   болѣе всего, разумѣется, вызываютъ нервныя болѣзни. Съ перваго взгляда
   особенно поражаетъ то, что недовольство усиливается въ обществѣ въ то
   время, когда прогрессъ въ области наукъ, искусствъ, техники, торговли и
   величайшихъ открытій далъ возможность подчинить себѣ силы природы, пре­
   одолѣть время и пространство, когда онъ до небывалыхъ размѣровъ увели­
   чилъ житейски комфортъ и жизненныя удобства. Вмѣстѣ съ прогрессомъ
   матеріальнымъ быстро двигается впередъ и духовный прогрессъ: высшее обра­
   зованіе дѣлается доступнымъ все большему кругу людей, гуманные взгляды
   становятся достояніемъ культурнаго общества. Отчего же общество не на­
   слаждается плодами цивилизаціи, отчего недовольство и тревога распростра­
   няются все болѣе среди образованныхъ классовъ? Можно смѣло отвѣтить, что
   причина этого преимущественно лежитъ въ чрезмѣрномъ увеличеніи въ мас­
   сахъ, и особенно среди культурнаго общества, нервныхъ болѣзней и нервнаго
   настроенія вообще. Что за причина такого явленія?
        Здоровье и счастье человѣка зависятъ отъ трехъ главныхъ причинъ:
   отъ нормальной организаціи, отъ благопріятныхъ экоиомическихъ и соцгальныхъ
   условій, среди которыхъ живетъ человѣкъ, и отъ правилънаго воспитанія.
   193   194   195   196   197   198   199   200   201   202   203