Page 198 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 198
182 —
тельно со взрослыми, вообще сильно развита фантазія; мы хотимъ этимъ
напомнить, что дѣти обладаготъ способностью усиливать всѣ представлепія.
Событія, излагаемый въ сказкахъ и разсказахъ, ребенокъ буквально пережи
ваетъ всѣмъ своимъ существомъ, на него все производить болѣе сильное вне
чатлѣніе, чѣмъ на взрослаго: и зрѣлище въ театрѣ, циркѣ, и уличная сцепа,
и съ этою способностью дѣтей къ повышенной фантазіи воспитатели должны
считаться.
Если нервныя и психическія разстройства дѣтей принимаютъ въ настоя
щее время такія тяжелыя формы, то у взрослыхъ они проявляются, конечно,
несравненно чаще. Рука объ руку съ глубокимъ разстройствомъ нервной си
стемы усиливается и общая нервность въ настроеніи общества, что преиму
щественно выражается раздражительностью, ненормальною живостью или, на
оборотъ, неестественною апатіею и вялостью, нерѣдко развинченностью всего
существа, поверхностностью и мимолетностью впечатлѣній и представленій.
недостаткомъ выдержки, невозможностью сдерживать аффекты, недостаточ
ностью и неосновательностью мотивировки странныхъ, дикихъ и дурныхъ по
ступковъ, отсутствіемъ строгой логики, постояннымъ недомоганіемъ, какоюто
тоскою и тревогою, ослабленіемъ воли и энергіи, нерѣпшгельностью, подав
леннымъ настроеніемъ духа, ослабленіемъ памяти. Чѣмъ долѣе длится такое
состояніё, тѣмъ болѣе мрачную, пессимистическую окраску принимаете жизнь
и все окружающее, пока оно не иереходитъ въ полный индиферентизмъ ко
всему, что для человѣка еще недавно было такъ свято и дорого, или къ пол
ному отчаянію, доводящему до самоубійства. При такомъ тяжеломъ состояніи
у большинства является еще болѣзненный страхъ, боязнь чегото страганаго,
роковаго: человѣкъ возвращается домой, и у него вдругъ является мысль, ко
торая съ каждою минутой переходить въ увѣренность, что онъ всѣхъ близ
кихъ найдетъ мертвыми, что безъ него произошелъ пожаръ, что его ждетъ
какоенибудь несчастье.
Спокойная, тихая, опредѣленная и разъ навсегда установившаяся жизнь
нашихъ предковъ теперь замѣнилась порывистымъ, лихорадочнымъ движеніемъ
впередъ, какою то болѣзненною, томительною душевною тревогою и общимъ
недовольствомъ, обуявшимъ всѣ классы общества. Недовольство, тревога, удру
чающее душевное настроеніе, чрезмѣрное напряженіе физическихъ и осо
бенно умственныхъ силъ, вѣчная лихорадочная жизнь и житейская сутолока
болѣе всего, разумѣется, вызываютъ нервныя болѣзни. Съ перваго взгляда
особенно поражаетъ то, что недовольство усиливается въ обществѣ въ то
время, когда прогрессъ въ области наукъ, искусствъ, техники, торговли и
величайшихъ открытій далъ возможность подчинить себѣ силы природы, пре
одолѣть время и пространство, когда онъ до небывалыхъ размѣровъ увели
чилъ житейски комфортъ и жизненныя удобства. Вмѣстѣ съ прогрессомъ
матеріальнымъ быстро двигается впередъ и духовный прогрессъ: высшее обра
зованіе дѣлается доступнымъ все большему кругу людей, гуманные взгляды
становятся достояніемъ культурнаго общества. Отчего же общество не на
слаждается плодами цивилизаціи, отчего недовольство и тревога распростра
няются все болѣе среди образованныхъ классовъ? Можно смѣло отвѣтить, что
причина этого преимущественно лежитъ въ чрезмѣрномъ увеличеніи въ мас
сахъ, и особенно среди культурнаго общества, нервныхъ болѣзней и нервнаго
настроенія вообще. Что за причина такого явленія?
Здоровье и счастье человѣка зависятъ отъ трехъ главныхъ причинъ:
отъ нормальной организаціи, отъ благопріятныхъ экоиомическихъ и соцгальныхъ
условій, среди которыхъ живетъ человѣкъ, и отъ правилънаго воспитанія.