Page 194 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 194

— 178 ­

       Вниманіе — процессъ въ высшей степени сложный и трудный, тре­
   бующій весьма напряженнаго состоянія физическихъ и умственныхъ силъ.
   Напряженное состояніе быстро утомляетъ взрослаго человѣка, а тѣмъ болѣе
   ребенка, который при малѣйшемъ усиліи мозга вообще быстро изнемогаетъ.
   Вниманіе дѣтей до 5 —6­ти лѣтъ нельзя безнаказанно           напрягать болѣе
   8—10 ­ти минутъ сряду.     Если вниманіе — одна изъ важнѣйшихъ         душев­
   ныхъ силъ и совершенствованіе ея имѣетъ громадное значеніе для всего
   умственнаго и нравственнаго склада ребенка, то слѣдуетъ употреблять всѣ
   усилія, чтобы не переутомлять мозга. Переутомленіе ведетъ не только къ
   ослабленію вниманія, но и къ разстройству здоровья. Въ напшхъ школахъ
   слишкомъ злоупотребляютъ вниманіемъ ребенка и напрягаютъ его несравненно
   болѣе, чѣмъ это возможно, а это ведетъ къ тому, что вниманіе нашихъ дѣ­
   тей мало развито и весьма медленно совершенствуется. Требовать отъ ре­
   бенка продолжительнаго напряженія вниманія значитъ истощать его организмъ
   и періодически задерживать развитіе вниманія. Одна изъ важнѣйшихъ задачъ
   воспитанія вниманія—увеличить его интенсивность, уменьшая продолжитель­
   ность занятій, что въ концѣ концовъ мѣшаетъ ребенку формально относиться
   къ предмету и не допускаетъ его непроизводительно терять время.
        Для того, чтобы совершенствовать вниманіе, необходимо постоянно ослаб­
   лять разсѣянность­—противоположное вниманію состояніе ума, которое не
   даетъ возможности болѣе или менѣе долго остановиться падъ чѣмъ бы то ни
   было, заставляетъ безпрестанно перескакивать съ одного предмета на другой,
   отъ одной мысли къ другой. Для пріобрѣтенія надлежащего вниманія, кромѣ
   умственнаго и нравственнаго развитія и упражненія всѣхъ психическихъ спо­
   собностей дитяти, о которыхъ мы говорили выше, необходимо имѣть крѣпкіе
   нервы, спокойное состояніе духа и здоровый организмъ. Кромѣ различныхъ
   формъ нервныхъ и душевныхъ болѣзней, мозговаго истощенія, являющагося
   вслѣдствіе различныхъ неправильностей     питанія.  забота, страхъ,   испугъ,
   тревога, малѣйпіее душевное волненіе, самое легкое недомоганіе—ослабляютъ,
   а то и вовсе притупляютъ вниманіе и усиливаютъ разсѣянность.
   189   190   191   192   193   194   195   196   197   198   199