Page 188 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 188

— 172 —

   быть вызвано лишь насильственно, подъ вліяніемъ воспитанія. Вотъ какъ Рибо
   опредѣляетъ произвольное вниманіе: „вниманіе произвольное или искусствен­
   ное есть продуктъ искусства воспитанія, дрессировки, увлеченія чѣмъ либо.
   Оно привито ко вниманію непроизвольному или естественному и изъ него чер­
   паетъ условія для своего существованія, подобно тому, какъ привитая вѣтвь
   питается на счетъ ствола растенія".    „Какимъ образомъ возникло произволь­
   ное вниманіе? Оно возникло въ силу необходимости, подъ давленіемъ потреб­
   ности и рядомъ съ успѣхами умственна го развитія. Это усовершенствован­
   ный аппаратг, продуктъ цивилизацт. Тотъ же прогрессъ, который заставилъ
   человѣка въ нравственномъ строѣ своемъ замѣнить господство инстинктовъ
   господствомъ интереса или долга, въ строѣ соціальномъ перейти отъ перво­
   бытной дикости въ состояніе организованнаго общества, въ строѣ политиче­
   скомъ—отъ почти абсолютнаго индивидуализма къ образованію государства,—
   тотъ же прогрессъ въ области умственнаго развитія заставилъ человѣка пе­
   рейти отъ господства непроизвольная вниманія къ господству вниманія произ­
   вольнаго. Послѣднее служитъ одновременно слѣдствіемъ и причиною цивили­
   заций" .
    • ­ Въ основѣ непроизвольнаго вниманія лежатъ лишь аффективныя состоя­
   нія, а также притягательная или' отталкивательныя стреыленія; причины
   проазвольнаго вниманія тѣ же, но несравненно болѣе сложнаго характера,
   къ тому же оно требуетъ непремѣнно усилія. Кромѣ усилія, необходимая
   для произвольнаго вниманія, что впослѣдствіи становится привычкой, 'также
   существенно важны и побужденія.
        Задача развитія вниманія—создавать и укрѣплять побужденія характера
   нравственнаго и облагораживающаго и подавлять побужденія характера сует­
   наго, эгоистическая и безнравственнаго. Въ дѣвочкѣ можно развить вниманіе
   къ пошлымъ развлеченіямъ и нарядамъ, къ пустой легкомысленной жизни.
   Сдѣлавшись взрослой, она исключительно будетъ отдавать свое вниманіе инте­
   ресамъ узкой, эгоистической жизни, будетъ искать удовлетворенія лишь лич­
   нымъ стремленіямъ. Нравственныя, облагораживающія и интеллектуальный
   побужденія и интересы создаются и крѣпнутъ тогда, когда къ развитію ихъ
   прилагали большее или меньшее усердіе, когда воспитатели заботились объ
   этомъ съ ранняго возраста своихъ дѣтей. Если этого не было, въ питомцѣ
   не будетъ и нравственныхъ нобужденій для сосредоточенія вниманія на пред­
   метахъ общественнаго интереса, и вмѣсто этого вниманіе будетъ направлено
   къ интересамъ мелкимъ, узкимъ и эгоистичнымъ.
        Вниманіе произвольное вообще можетъ быть результатомъ правильная
   воспитанія, развивается медленно и постепенно, совершенствуется вмѣстѣ съ
   совергаенствованіемъ другихъ душевныхъ силъ ребенка. Вызвать его, когда
   вздумается, невозможно, особенно если въ ребенкѣ не развитъ интересъ къ
   предмету, къ которому хотятъ приковать его вниманіе. Приказать быть вни­
   мательнымъ не имѣетъ смысла; упросить, умолить, убѣдить обратить вниманіе
   на то или другое возможно лишь на нѣсколько минутъ. Если вашъ урокъ
   ребенокъ плохо слушаетъ, если въ это время онъ обнаруживаете разсѣян­
   ность, вамъ слѣдуетъ прежде всего узнать, интересуетъ­ли его предмета, ко­
   торый вы ему излагаете, достаточно ли понятенъ онъ для него, заложены ли
   въ немъ вообще побужденія къ устремленію вниманія на предметы характера
   интеллектуальнаго, достаточно ли умственно развитъ онъ для подобныхъ за­
   занятій, достаточно ли живо и толково вы излагаете ему то, что ему прихо­
   дится слушать. Ребенокъ не можетъ оторвать вниманія отъ привлекательной шало­
   сти и устремить его на неинтересный и непривлекательный для него урокъ. Что
   183   184   185   186   187   188   189   190   191   192   193