Page 184 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 184

— 168 —


   какъ далеко не одно затверживаніе наизустъ развиваетъ память. Но, повто­
   ряема, очень вредно и мало давать ребенку заучивать наизустъ, — ошибка,
   которого страдали педагоги 60­хъ годовъ: механическая память должна тоже
    совершенствоваться. Школьникамъ приходится много имѣть дѣла съ форму­
    лами въ различныхъ наукахъ, даже при правильномъ преподаваніи, кое­что
    механически усвоивать изъ исторіи, географіи и другихъ предметовъ,—пусть
    же ребенокъ упражняетъ и эту сторону памяти еще до школьнаго возраста.
    Точно также не слѣдуетъ избѣгать и повтореній: прочно усвоить можно только
    то, что много разъ приходится повторять, но, само собою разумѣется, что
    опытный педагогъ долженъ имѣть при этомъ въ виду, что повтореніе заучи­
    ваемаго ребенокъ долженъ прекращать раньше, чѣмъ оно ему опротивѣетъ.
         Только при такомъ всестороннемъ развитіи и упражнёніи можно усо­
    вершенствовать цѣнную, желательную и необходимую для жизни память —
    память идей, а также такую, которая даетъ возможность вдумываться и быстро за­
    поминать внутренній смыслъ изучаемаго, т. е. память многостороннюю. Только
    въ такомъ случаѣ, кромѣ усовершенствованія памяти, удастся достигнуть
    сразу нѣсколькихъ цѣлей и прежде всего—развитія дара слова, эстетическаго
    вкуса, вниманія и наблюдательности, а вмѣстѣ съ этимъ пріобрѣтается боль­
    шой запасъ словъ и выраженій, что само по себѣ чрезвычайно важно для
    умственнаго развитія. У кого запасъ словъ больше, у того и запасъ пред­
    ставленій богаче. Шекспиръ, владѣвшій 15,000 словъ, думалъ, соображалъ,
    вникалъ въ окружающее и понималъ его не такъ, какъ человѣкъ со скуд­
    нымъ запасомъ словъ, внутренній міръ котораго несравненно бѣднѣе.
         Способность памяти сохранять болѣе или менѣе продолжительное время
    воспринятыя впечатлѣнія, а также способность воспроизводить ихъ зависитъ
    отъ двухъ главныхъ причинъ:     1) отъ силы впечатлѣнія; если видимымъ и
    изучаемымъ ребенокъ не заинтересованъ, оно производитъ на него слабое
    впечатлѣніе и скоро улетучивается изъ памяти. 2) Когда усвоиваемое пред­
    ставленіе ребенокъ не можетъ сравнить съ другимъ однороднымъ представле­
    ніемъ. Чѣмъ болѣе ребенокъ можетъ сравнивать одинъ предметъ съ другимъ
    по формѣ, величинѣ, цвѣту, однимъ словомъ, по сходнымъ признакамъ, тѣмъ
   лучше запоминаетъ его. Слѣдовательно, и для того, чтобы ребенокъ запоми­
   налъ, а тѣмъ болѣе для всей совокупности условій хорошей памяти необхо­
    димо, чтобы онъ умѣлъ наблюдать и думать и въ то же время непремѣнно
    интересовался бы окружающимъ. Изъ сказаннаго ясно,          что память на­
   ходится   въ   тѣсной   связи  съ  другими    психическими   силами   ребенка.
    Мало того, память находится также въ тѣсной зависимости отъ нервной
    системы и отъ правильнаго кровообращенія. „Слишкомъ нервные субъекты,
   у которыхъ дѣятельность сердца значительно понизилась, обыкновенно жа­
   луются на потерю памяти, которая мало­по­малу вновь возвращается по мѣрѣ
   возстановленія нормальнаго кровообращенія". (Гербертъ Спенсеръ, „Основанія
   психологіи"). Какъ только кровообращеніе, подъ вліяніемъ благопріятнаго
   климата или леченія, становится правильнымъ,—и память усиливается. Какъ
   у взрослыхъ, такъ и у дѣтей память ослабѣваетъ послѣ тяжелыхъ болѣзней,
   послѣдствіемъ которыхъ бываетъ малокровіе, а также и вслѣдствіе нервныхъ
   потрясеній. Неблагопріятно дѣйствуютъ и различныя болѣзни, при которыхъ
   приходится принимать опій, хлороформъ и другіе яды; но въ дѣтскихъ бо­
   лѣзняхъ къ нимъ прибѣгаютъ лишь въ исключительныхъ случаяхъ. Подавляю­
   щее дѣйствіе на дѣтскую память оказываетъ переутомленіе мозга, а также
   опухи железъ и опухоли на задней сторонѣ затылка; въ послѣднемъ случаѣ
   можетъ помочь только докторъ, но для воспитателей важно имѣть это въ виду.
   179   180   181   182   183   184   185   186   187   188   189