Page 184 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 184
— 168 —
какъ далеко не одно затверживаніе наизустъ развиваетъ память. Но, повто
ряема, очень вредно и мало давать ребенку заучивать наизустъ, — ошибка,
которого страдали педагоги 60хъ годовъ: механическая память должна тоже
совершенствоваться. Школьникамъ приходится много имѣть дѣла съ форму
лами въ различныхъ наукахъ, даже при правильномъ преподаваніи, коечто
механически усвоивать изъ исторіи, географіи и другихъ предметовъ,—пусть
же ребенокъ упражняетъ и эту сторону памяти еще до школьнаго возраста.
Точно также не слѣдуетъ избѣгать и повтореній: прочно усвоить можно только
то, что много разъ приходится повторять, но, само собою разумѣется, что
опытный педагогъ долженъ имѣть при этомъ въ виду, что повтореніе заучи
ваемаго ребенокъ долженъ прекращать раньше, чѣмъ оно ему опротивѣетъ.
Только при такомъ всестороннемъ развитіи и упражнёніи можно усо
вершенствовать цѣнную, желательную и необходимую для жизни память —
память идей, а также такую, которая даетъ возможность вдумываться и быстро за
поминать внутренній смыслъ изучаемаго, т. е. память многостороннюю. Только
въ такомъ случаѣ, кромѣ усовершенствованія памяти, удастся достигнуть
сразу нѣсколькихъ цѣлей и прежде всего—развитія дара слова, эстетическаго
вкуса, вниманія и наблюдательности, а вмѣстѣ съ этимъ пріобрѣтается боль
шой запасъ словъ и выраженій, что само по себѣ чрезвычайно важно для
умственнаго развитія. У кого запасъ словъ больше, у того и запасъ пред
ставленій богаче. Шекспиръ, владѣвшій 15,000 словъ, думалъ, соображалъ,
вникалъ въ окружающее и понималъ его не такъ, какъ человѣкъ со скуд
нымъ запасомъ словъ, внутренній міръ котораго несравненно бѣднѣе.
Способность памяти сохранять болѣе или менѣе продолжительное время
воспринятыя впечатлѣнія, а также способность воспроизводить ихъ зависитъ
отъ двухъ главныхъ причинъ: 1) отъ силы впечатлѣнія; если видимымъ и
изучаемымъ ребенокъ не заинтересованъ, оно производитъ на него слабое
впечатлѣніе и скоро улетучивается изъ памяти. 2) Когда усвоиваемое пред
ставленіе ребенокъ не можетъ сравнить съ другимъ однороднымъ представле
ніемъ. Чѣмъ болѣе ребенокъ можетъ сравнивать одинъ предметъ съ другимъ
по формѣ, величинѣ, цвѣту, однимъ словомъ, по сходнымъ признакамъ, тѣмъ
лучше запоминаетъ его. Слѣдовательно, и для того, чтобы ребенокъ запоми
налъ, а тѣмъ болѣе для всей совокупности условій хорошей памяти необхо
димо, чтобы онъ умѣлъ наблюдать и думать и въ то же время непремѣнно
интересовался бы окружающимъ. Изъ сказаннаго ясно, что память на
ходится въ тѣсной связи съ другими психическими силами ребенка.
Мало того, память находится также въ тѣсной зависимости отъ нервной
системы и отъ правильнаго кровообращенія. „Слишкомъ нервные субъекты,
у которыхъ дѣятельность сердца значительно понизилась, обыкновенно жа
луются на потерю памяти, которая малопомалу вновь возвращается по мѣрѣ
возстановленія нормальнаго кровообращенія". (Гербертъ Спенсеръ, „Основанія
психологіи"). Какъ только кровообращеніе, подъ вліяніемъ благопріятнаго
климата или леченія, становится правильнымъ,—и память усиливается. Какъ
у взрослыхъ, такъ и у дѣтей память ослабѣваетъ послѣ тяжелыхъ болѣзней,
послѣдствіемъ которыхъ бываетъ малокровіе, а также и вслѣдствіе нервныхъ
потрясеній. Неблагопріятно дѣйствуютъ и различныя болѣзни, при которыхъ
приходится принимать опій, хлороформъ и другіе яды; но въ дѣтскихъ бо
лѣзняхъ къ нимъ прибѣгаютъ лишь въ исключительныхъ случаяхъ. Подавляю
щее дѣйствіе на дѣтскую память оказываетъ переутомленіе мозга, а также
опухи железъ и опухоли на задней сторонѣ затылка; въ послѣднемъ случаѣ
можетъ помочь только докторъ, но для воспитателей важно имѣть это въ виду.