Page 180 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 180

— 164 —


  тлѣніе, произведенное его дурнымъ поступкомъ, и обладаетъ слабымъ созна­
  ніемъ отвѣтственности за прошлое.
        Но что такое память? Память—извѣстное свойство, общее всѣмъ чув­
   ствующимъ и мыслящимъ существамъ, сохранять и воспроизводить впечатлѣ­
  нія. Способность воспроизводить впечатлѣнія вполнѣ зависитъ отъ умѣяья
  сохранять ихъ. У слабоумныхъ отъ рожденія, у идіотовъ и полуидіотовъ,
  память находится на такой низкой ступени развитія, что для нихъ часто
   оказывается невозможным! усвоить самыя простыя обыденныя и необходимыя
   въ жизни привычки. Но это явленіе общее для слабоумныхъ, оказывается
  далеко не безъ исключеній: многіе изъ нихъ проявляютъ, но, разумѣется, въ
   какомъ нибудь одномъ, и притомъ ограниченномъ, отношеніи, весьма замеча­
   тельную память. Такъ, напримѣръ, нѣкоторые полуидіоты отличаются необык­
   новенною тонкостью слуха и, не смотря на все свое слабоуміе и тупость
   къ впечатлѣніямъ другаго характера, могутъ запоминать наизустъ длишшя
   аріи; многіе кретины и слабоумные отличаются феноменальною памятью на
   числа, другіе исключительно на .таблицу умноженія, на слова вообще,        на
   происшествія извѣстнаго характера.
        Недостаточно только получать ваечатлѣнія: необходимо еще, чтобы они
   прочно укоренялись, надолго оставляли по себѣ слѣдъ и могли быть впо­
   слѣдствіи воспроизведены. Но такой результатъ возможенъ при совершенно
   правильномъ питаніи мозга, получающаго огромное количество крови. „Нор­
  мальное проявленіе памяти", говоритъ Рибо („Болѣзни памяти"), „предпола­
   гаетъ дѣятельное обращеніе достаточнаго количества крови, обладающей ма­
   теріалами, необходимыми для правильнаго обмѣна веществъ".
        Невозможно опредѣлить съ точностью, съ какого возраста жизни чело­
   вѣка начинается болѣе или менѣе отчетливое припоминаніе. Изъ воспомина­
   ній различныхъ ­писателей о своемъ дѣтствѣ мы знаемъ относительно нѣко­
   торыхъ,  что они начинаютъ вспоминать событія своей          прошлой жизни
   послѣ двухъ­трехъ лѣтняго возраста, —громадное же большинство вспоминаетъ
   дѣтство гораздо позже, послѣ пяти­шести лѣтъ. Воспоминанія до двухъ­трехъ
   лѣтъ обыкновенно неясны, неопредѣленны, кромѣ нѣсколькихъ, особенно рѣзко
   и рельефно выдающихся событій изъ обыденной жизни, но происхожденіе
   этихъ воспоминаній обыкновенно неизвѣстно: представляютъ ли они резуль­
   татъ непосредственныхъ впечатлѣній или навѣяны разсказами окружающихъ.
   Но неопредѣленность, неясность ­^гли даже полное отсутствіе воспоминаній
   ранняго дѣтства еще не говоритъ о томъ, что для дальнѣйшаго развитія ре­
   бенка безразлично, подъ какими воспитательными вліяніями онъ находился
   въ самые первые годы своей жизни. Ничто не остается безслѣдно въ жизни
   ребенка, и его воспитаніе, въ самые первые годы, такъ же, какъ и въ по­
   слѣдующіе, кладетъ неизгладимую печать. Отъ этихъ первыхъ лѣтъ жизни
   у ребенка остается множество привычекъ и навыковъ, иногда прекрасныхъ.
   а иной разъ и очень вредныхъ, впечатлѣніе ласки или злобы, тѣ или другіе
   отдѣльные факты и явленія окружающей дѣйствительности, въ то время за­
   ложенные безсознательно въ душу ребенка, но которые переходятъ въ созна­
   ніе въ послѣдующій періодъ его жизни, кладутъ первоначальную основу ха­
   рактера, создаютъ въ ребенкѣ веселое или грустное настроеніе, живое или
   флегматическое отношеніе къ дѣйствительности, съ которымъ онъ вступаетъ
   въ послѣдующій возрастъ. Не даромъ одинъ англійскій естествоиспытатель и
   психологъ сказалъ:   „каждый нервъ хранитъ воспоминанія своей прошлой
   жизни!" Правда, неясныя и полусознательныя впечатлѣнія перваго дѣтства
   могутъ легко исчезать или видоизмѣняться подъ вліяніемъ другихъ впечатлѣ­
   175   176   177   178   179   180   181   182   183   184   185