Page 180 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 180
— 164 —
тлѣніе, произведенное его дурнымъ поступкомъ, и обладаетъ слабымъ созна
ніемъ отвѣтственности за прошлое.
Но что такое память? Память—извѣстное свойство, общее всѣмъ чув
ствующимъ и мыслящимъ существамъ, сохранять и воспроизводить впечатлѣ
нія. Способность воспроизводить впечатлѣнія вполнѣ зависитъ отъ умѣяья
сохранять ихъ. У слабоумныхъ отъ рожденія, у идіотовъ и полуидіотовъ,
память находится на такой низкой ступени развитія, что для нихъ часто
оказывается невозможным! усвоить самыя простыя обыденныя и необходимыя
въ жизни привычки. Но это явленіе общее для слабоумныхъ, оказывается
далеко не безъ исключеній: многіе изъ нихъ проявляютъ, но, разумѣется, въ
какомъ нибудь одномъ, и притомъ ограниченномъ, отношеніи, весьма замеча
тельную память. Такъ, напримѣръ, нѣкоторые полуидіоты отличаются необык
новенною тонкостью слуха и, не смотря на все свое слабоуміе и тупость
къ впечатлѣніямъ другаго характера, могутъ запоминать наизустъ длишшя
аріи; многіе кретины и слабоумные отличаются феноменальною памятью на
числа, другіе исключительно на .таблицу умноженія, на слова вообще, на
происшествія извѣстнаго характера.
Недостаточно только получать ваечатлѣнія: необходимо еще, чтобы они
прочно укоренялись, надолго оставляли по себѣ слѣдъ и могли быть впо
слѣдствіи воспроизведены. Но такой результатъ возможенъ при совершенно
правильномъ питаніи мозга, получающаго огромное количество крови. „Нор
мальное проявленіе памяти", говоритъ Рибо („Болѣзни памяти"), „предпола
гаетъ дѣятельное обращеніе достаточнаго количества крови, обладающей ма
теріалами, необходимыми для правильнаго обмѣна веществъ".
Невозможно опредѣлить съ точностью, съ какого возраста жизни чело
вѣка начинается болѣе или менѣе отчетливое припоминаніе. Изъ воспомина
ній различныхъ писателей о своемъ дѣтствѣ мы знаемъ относительно нѣко
торыхъ, что они начинаютъ вспоминать событія своей прошлой жизни
послѣ двухътрехъ лѣтняго возраста, —громадное же большинство вспоминаетъ
дѣтство гораздо позже, послѣ пятишести лѣтъ. Воспоминанія до двухътрехъ
лѣтъ обыкновенно неясны, неопредѣленны, кромѣ нѣсколькихъ, особенно рѣзко
и рельефно выдающихся событій изъ обыденной жизни, но происхожденіе
этихъ воспоминаній обыкновенно неизвѣстно: представляютъ ли они резуль
татъ непосредственныхъ впечатлѣній или навѣяны разсказами окружающихъ.
Но неопредѣленность, неясность ^гли даже полное отсутствіе воспоминаній
ранняго дѣтства еще не говоритъ о томъ, что для дальнѣйшаго развитія ре
бенка безразлично, подъ какими воспитательными вліяніями онъ находился
въ самые первые годы своей жизни. Ничто не остается безслѣдно въ жизни
ребенка, и его воспитаніе, въ самые первые годы, такъ же, какъ и въ по
слѣдующіе, кладетъ неизгладимую печать. Отъ этихъ первыхъ лѣтъ жизни
у ребенка остается множество привычекъ и навыковъ, иногда прекрасныхъ.
а иной разъ и очень вредныхъ, впечатлѣніе ласки или злобы, тѣ или другіе
отдѣльные факты и явленія окружающей дѣйствительности, въ то время за
ложенные безсознательно въ душу ребенка, но которые переходятъ въ созна
ніе въ послѣдующій періодъ его жизни, кладутъ первоначальную основу ха
рактера, создаютъ въ ребенкѣ веселое или грустное настроеніе, живое или
флегматическое отношеніе къ дѣйствительности, съ которымъ онъ вступаетъ
въ послѣдующій возрастъ. Не даромъ одинъ англійскій естествоиспытатель и
психологъ сказалъ: „каждый нервъ хранитъ воспоминанія своей прошлой
жизни!" Правда, неясныя и полусознательныя впечатлѣнія перваго дѣтства
могутъ легко исчезать или видоизмѣняться подъ вліяніемъ другихъ впечатлѣ