Page 183 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 183

— 167 —

   ническая беретъ у нихъ перевѣсъ надъ памятью идей, которая слѣдуетъ за
   ней лишь въ томъ случаѣ, когда даютъ правильное воспитаніе, когда равно­
   мѣрно развиваютъ физическія, нравственныя и умственныя силы ребенка.
   Эту послѣдовательность въ развитіи, т. е. то, что механическая память пред­
   шествуетъ всѣмъ остальнымъ родамъ памяти, несомнѣнно нужно имѣть въ
   виду, но никоимъ образомъ не злоупотреблять ею. Пусть родители и воспи­
   татели пользуются этимъ возрастомъ ребенка для усвоенія имъ языковъ,
   ариѳметики, стихотвореній, географическихъ свѣдѣній, но если они будутъ да­
   вать учить только иностранныя слова, грамматическія правила, географи­
   ческую номенклатуру, таблицу умноженія, однимъ словомъ, если все изучае­
   мое ребенокъ будетъ брать только механическою памятью, забывая о томъ,
   что въ то же время онъ долженъ привыкать думать и вдумываться, наблю­
   дать, разсуждать, дѣлать свои выводы и заключенія, они будутъ способство­
   вать лишь одностороннему развитію памяти и одностороннему умственному
   развитію вообще. Нужно помнить твердо и очень твердо, что развитіе памяти
   ребенка идетъ совместно съ развитіемъ другихъ его способностей, изъ кото­
   рыхъ нѣкоторыя запаздываютъ въ извѣстный возрастъ, но ни одна, ни мо­
   ральная, ни интеллектуальная способность не можетъ правильно развиваться
   совершенно отдѣлъно, внѣ связи съ другими способностями.
        Намять тѣмъ прочнѣе сохраняетъ воспринятыя впечатлѣнія и тѣмъ легче
   воспроизводить ихъ, чѣмъ чаще повторяется одно и то же впечатлѣніе. Когда
   однѣ и тѣ же явленія, одни и тѣ же факты повторяются очень часто, слѣдъ,
   оставляемый повтореніемъ, очень глубокъ, сохраняется иногда на всю жизнь.
   Въ случаѣ необходимости можно иногда очень скоро что нибудь заучить
   наизусть, особенно, напримѣръ, къ экзаменамъ, когда умственныя способности
   находятся въ напряженномъ состояніи, но быстро выученное быстро и уле­
   тучивается изъ памяти. Одному актеру пришлось замѣнить своего заболѣв­
   шаго товарища и выучить въ нѣсколько часовъ его длинную роль. Это уда­
   лось ему довольно скоро, и онъ прекрасно сыгралъ свою роль, но немедленно
   послѣ спектакля забылъ ее такъ, что когда ему снова пришлось играть ее
   нѣсколько дней подрядъ въ той же роли, то понадобилось каждый разъ учить
   ее заново, тѣмъ болѣе, что ему не было времени, по его словамъ, „изучать"
   ее. На это слѣдуетъ обратить вниманіе и пріучать дѣтей не сразу учить
   урокъ, не наскоро, а въ нѣсколько пріемовъ и съ толкомъ. При объясненіяхъ
   дѣтямъ явленій природы и жизни, къ нимъ нужно возвращаться много разъ,
   но въ различные періоды времени, предлагать ихъ въ разнообразныхъ видо­
   измѣненіяхъ, въ разнообразной формѣ.
        При развитіи памяти нужно имѣть въ виду важнѣйшій педагогический
   принципъ—начинать съ простѣйшаго и легчайшаго и постепенно переходить
   къ болѣе сложному и трудному.      При этомъ ребенку слѣдуетъ давать запо­ "
   мияать лишь то, что онъ вполнѣ ясно можетъ себѣ представить, слѣдова­
   тельно, онъ отнюдь не долженъ заучивать ничего отвлеченнаго, чего­нибудь
   мало­мальски недоступнаго его воспріятію. Пусть ребенокъ учитъ на память
   стихи, прозу и въ разговорной, и въ описательной формѣ, а также басни,
   поговорки, пословицы, загадки, но все, что онъ заучиваетъ, должно быть
   безусловно прекрасно по формѣ, изображено въ художественныхъ образахъ
   и картинахъ, изложено просто, ясно, сжато и характерно. Ребенокъ долженъ
   также пересказывать воспитателю все, что онъ слышалъ, о чемъ самъ раз­
   говаривалъ, что разсказывали и о чемъ разговаривали съ нимъ окружающіе,
   давать отчетъ о видѣнныхъ имъ явленіяхъ природы, о разсматриваемыхъ имъ
   картинкахъ, однимъ словомъ, о читанномъ, слышанномъ и видѣнномъ, такъ
   178   179   180   181   182   183   184   185   186   187   188