Page 179 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 179

— 163 —

   когда онѣ сами не текутъ, онъ будетъ въ это время закрывать лицо ладонями
   рукъ, всхлипывая и искусственно придавая плаксивость голосу.
        Чтобы предохранить себя отъ перерѣшеній и уступокъ, мать должна
   слѣдить, чтобы ребенокъ безъ оттяжекъ, прерѣканій, споровъ и разсужденій
   немедленно выполнялъ бы ея требованія. Мы уже не дѣлаемъ оцѣнки той
   торговли, которая при этомъ зачастую происходить еще въ нѣкоторыхъ семь­
   яхъ между матерью и ребенкомъ: „Уйди изъ моей комнаты!" — „Не хочу".—
   „Пожалуйста, уйди, я тебѣ конфетку или копѣечку дамъ". —Это настолько
   возмущаетъ душу и унижаетъ человѣческое достоинство и воспитателя, и воспи­
   тываемаго, что вредъ такого отношенія къ дѣтямъ очевиденъ для каждаго
   мало­мальски нравственно развитаго человѣка.
        Приказаніе или запрещеніе никогда не долэюно превращаться въ просьбу.
   „Просьба матери", говорить г­жа Неккеръ, „извращаетъ естественныя отно­
   шенія и мѣняетъ роли. Слыша постоянно умаливанія и упрапгиванія, дѣти
   начинаютъ думать, что выполняя требованія родителей, они всякій разъ ока­
   зываютъ имъ милость"; они оказываются къ намъ снисходительными, а мы
   относительно ихъ—неблагодарными " .
        Обыденная жизнь представляетъ много случаевъ запрещать ребенку то
   одно, то другое; но очень вредно щедро расточать запрещенгя, требованія­ и
   приказанія. Чтобы развить послушаніе, ребенка не слвдуетъ обременять непо­
   сильными требованіями, иначе онъ не вынесетъ ихъ тяжести и попробуетъ
   стряхнуть иго съ своихъ плечъ, а разъ онъ примется за такіе экспери­
   менты, то чтобы возвратить его къ послушанію, придется прибѣгать къ кру­
   тымъ мѣрамъ, что уже очень вредно и совсѣмъ нежелатально. Изъ массы того,
   что слѣдовало бы запретить ребенку и что нужно требовать отъ него, слѣдуетъ
   выбирать лишь самое существенное.
        Запрещая или требуя, слѣдуетъ избѣгать страстности,, запальчивости и
   вспылъчи­вости. Тонъ, которымъ вы даете приказаніе, не долженъ быть ни гру­
   бымъ, ни рѣзкимъ, ни повелительнымъ, ни жесткимъ, но, какъ всегда, ласко­
   вымъ, покойнымъ и ровнымъ, но рѣшительнымъ, не допускающимъ ни возра­
   женія, ни сопротивленія.
        Развитіе послушанія приносить не только благотворныя результаты при
   послѣдующемъ воспитаніи ребенка, но, что очень важно, избавляетъ родите­
   лей отъ необходимости подвергать его какимъ бы то ни было наказаніямъ.
        Такое же могущественное вліяніе оказываетъ привычка и на память,
   имѣющую громадное значеніе для всей жизни человѣка. Во всѣхъ возрастахъ
   жизни, въ дѣтскомъ, въ школьномъ и зрѣломъ, хорошая память даетъ себя
   чувствовать въ высшей степени благотворно, и значеніе ея велико въ практи­
   ческой, нравственной, и во всѣхъ сферахъ умственной дѣятельности. Разсу­
   докъ, способность сужденія и умозаключенія, однимъ словомъ всѣ умственныя
   силы въ тѣспомъ смыслѣ слова зависятъ отъ степени развитія памяти. Такое
   же важное значеніе имѣетъ она и для развитія нравственныхъ чувствъ. Если бы
   не было памяти, душевная жизнь почти не могла бы существовать. Человѣкъ,
   переживая извѣстный моментъ, вспоминаетъ сходный съ нимъ моментъ изъ
   своей прошлой жизни, сравниваетъ ихъ между собой, что нерѣдко заставляетъ
   его приходить къ извѣстнымъ выводамъ, и на этомъ основаніи рѣшить, какъ
   слѣдуетъ ему поступить въ будущемъ. Для развитія нравственнаго сознанія
   необходимо хорошо помнить свои дѣйствія, а также и то, что запрещено и
   что дозволено, какое впечатлѣніе производить на окружающихъ тотъ или
   другой поступокъ. Безпамятный ребенокъ быстро забываетъ тяжелое впеча­

                                                                         11111111ееее
   174   175   176   177   178   179   180   181   182   183   184