Page 176 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 176

— 160 —

   нерству и къ унизительнымъ для родительской гордости пререканіямъ. Если
   предостережете родителей, вродѣ „сгоришь", „обваришься", „упадешь", не
   подтвердятся тотчасъ, а иныя къ счастью для дѣтей и никогда не оправдаются,
   это совершенно подрываетъ въ глазахъ дѣтей авторитетъ воспитателя и вообще
   ведетъ ребенка ко множеству неправильныхъ выводовъ и взглядовъ относи­
   тельно родителей.
        Но это не значитъ еще, что родители никогда не должны объяснять
   ребенку причину своихъ отказов*; но утверждаемъ, что мотивировка требо­
   ваній умѣстна лишь тогда, когда ребенокъ пріобрѣлъ уже навыкъ къ послу­
   шанію и .несколько развитъ умственно. Но будутъ­ли родители объяснять
   ребенку мотивы своихъ требованій или не будутъ, онъ долженъ выполнять
   ихъ не потому, что находитъ ихъ съ своей точки зрѣнія законными и убѣди­
   тельными, а потому, что они предъявлены ему его воспитателями. Чтобы
   частые отказы не ожесточали ребенка, его нужно заставить любить своего .
   воспитателя и вмѣстѣ съ развитіемъ въ немъ сознанія развивать въ немъ й
   вѣру въ то, что каждое требованіе родителей, каждый отказъ исполнить то
   или другое желаніе ребенка есть ничто иное, какъ предостережете его,
   ребенка, отъ какой нибудь опасности.
        Въ первые полтора года своей жизни ребенокъ представляетъ существо
   пассивное, совершенно зависящее отъ насъ, живущее чисто растительною
   жизнью. Но и въ этотъ періодъ его жизни уже можно положить прочный
   фундаментъ для послушанія, если только толково, разумно, твердо и логично
   действовать въ извѣстномъ направленіи.
        Полугодовалаго ребенка обыкновенно уже выносятъ изъ дѣтской. Онъ
   видитъ различные предметы: рюмку, которая притягиваетъ его своими пере­
   ливами свѣта на солнцѣ, ножикъ, иривлекающій его вниманіе своимъ блес­
   комъ, подносъ, вызывающій его радость разноцвѣтными красками. Ребенокъ
   иоперемѣнно протягиваетъ ручку то къ одному, то къ другому предмету,
   кричитъ, требуетъ, чтобы дать ему въ руки то одно, то другое. Мать под­
   ходитъ съ нимъ къ предмету, который его занимаетъ, показываетъ ему, но
   если его нельзя дать ему въ руки, то и не даетъ. Если мать не даетъ гра­
   финъ или рюмку сегодня , она не должна уступать ему въ этомъ отношеніи
   и завтра, и въ послѣдующіе дни. Подходя съ ребенкомъ къ предмету, который
   ему не должно давать, мать говорить ему одно слово „нельзя" и идетъ съ
   нимъ дальше. Иногда онъ успокоивается тѣмъ, что видитъ передъ собой другой
   предметъ, иной разъ ничто не помогаетъ: онъ продолжаетъ настойчиво тре­
   бовать и кричать. Мать выносить его въ другую комнату. Случается,
   что и въ продолженіе мѣсяца ребенокъ требуетъ одного и того же, но если
   мать одинаково твердо каждый разъ говорить ему „нельзя" и спокойно отхо­ _
   дитъ съ нимъ въ сторону отъ соблазняющаго его предмета, онъ въ концѣ
  . концовъ перестаетъ его требовать. Такимъ образомъ мало по малу ребенокъ
   начинаетъ понимать слово „нельзя" и связывать его съ представленіемъ извѣст­
   наго дѣйствія, въ данную минуту съ тѣмъ, что, когда мать произносить это
   слово, она не даетъ ему того, что онъ просить, и отойдетъ съ нимъ въ сто­
   рону. Мнѣ лично приходилось наблюдать нѣсколькихъ дѣтей, разумно прі­
   ученныхъ въ означенный періодъ ихъ жизни. Ребенокъ тянется къ привле­
   кательному для него предмету, мать подносить его къ нему или приближаетъ
   къ нему предметъ. Десятимѣсячный ребенокъ прыгаетъ у матери на рукахъ
   отъ радости, когда она подносить его къ милой для него вещицѣ, смѣется,
   хлопаетъ въ ладоши: его глазки блестятъ отъ восторга, онъ цѣлуетъ . мать,
   но вытягивая свой маленькій пальчикъ, потрясаетъ имъ въ воздухѣ и произ­
   171   172   173   174   175   176   177   178   179   180   181