Page 171 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 171

— 155 —

   ствіе, приносятъ радость и развіеченіе. Узнать, доставляетъ ли удовольствіе
   ребенку то или другое занятіе, очень легко: онъ то сосредоточенно слушаетъ,
   и тогда все выраженіе его личика говорить объ умственномъ напряженіи, и
   отъ времени до времени онъ прерываетъ воспитателя живыми вопросами, то
   глазки его блестятъ и сверкаютъ невыразимымъ счастьемъ. Особенно полезно,
   когда бесѣды и разсказы воспитателя заставляютъ ребенка хохотать, когда
   воспитатель и питомецъ сообща подымаютъ шумъ и возню, затѣиваютъ какую
   нибудь шалость. Въ такія минуты дыханіе ребенка становится болѣе учащен •
   нымъ, пульсъ его бьется сильнѣе, кровообращеніе сразу дѣлается энергичнѣе,
   однимъ словомъ во всемъ организмѣ происходить усиленный приливъ жизнен­
   ной силы и энергіи. Все это краснорѣчиво говорить о томъ, какое неизмѣримо
   важное значеніе для всесторонняго развитія ребенка имѣетъ чистая радость и
   удовольствіе, доставляемыя ему. И родители должны имѣть это въ виду.
   Слабымъ дѣтямъ, болѣзненнымъ, малокровнымъ, вялымъ, страдающимъ поте­
   рею аппетита, для возбужденія жизненныхъ силъ доктора прописываютъ раз­
   личные медикаменты, но они далеко не всегда такъ благотворно дѣйствуютъ,
   какъ чувство радости, немедленно вызывающее живую краску на поблекшія и
   исхудалыя щечки дитяти. Каждая радость производить въ дѣтскомъ организмѣ
   извѣстную реакцію, даетъ толчекъ дѣятельности; дальнѣйшее же подобное
   возбужденіе ведетъ уже къ большему оживленію органовъ движенія, вливаетъ
   живую струю въ его слабые и неподвижные члены.
        Чѣмъ болѣе подростаетъ малютка, тѣмъ замѣтнѣе сказывается въ немъ
   стремленіе къ удовольствію и радости: внезапно вбѣжавшая собака, спрыг­
   нувшая со стола кошка, нечаянно пролитая вода, волчекъ, кружащійся на
   полу, все возбуждаетъ его смѣхъ, все заставляетъ его тянуться къ одушев­
   леннымъ и неодушевленнымъ предметамъ, инстинктивно искать въ нихъ по­
   вода для смѣха, радости, забавы и игры. Это врожденное стремленіе ребенка
   къ живой радости, звонкому смѣху, къ безконечной игрѣ и вознѣ,—точно сол­
   нечный лучъ, озаряющій, одухотворяющій и преображающій физіономію ма­
   лютки, весь его организмъ; должно заставлять родителей прилагать всевоз­
   можныя старанія, чтобы постоянно расширять область здоровыхъ удовольствій
   ребенка, а никакъ не подавлять ихъ. Для этого, конечно, прежде всего не­
   обходимо умѣть отличать здоровыя удовольствія отъ вредныхъ, порочныя отъ
   невинныхъ, но если воспитатели не понимаютъ этого, они совсѣмъ не должны
   браться за такое серьезное дѣло, какъ воспитаніе.
        Наибольшую пользу дѣтямъ приносить развитіе въ нихъ привычекъ къ':
   играмъ и забавамъ на воздухѣ: пусть побольше и почаще играютъ въ мячъ,
   возятъ маленькія тачки съ пескомъ и телѣжки съ игрушками, бѣгаютъ вза­
   пуски, въ горѣлки и во множество другихъ игръ; катанье на лодкѣ, лазанье
   по деревьямъ также въ высшей степени укрѣпляетъ здоровье и, что имѣетъ
   такое громадное значеніе, — доставляетъ ему чистое наслажденіе и радость,
   который не только законны, но и необходимы въ дѣтскомъ возрастѣ. Вотъ
   потому­то ребенка слѣдуетъ не только пріохочивать ко всѣмъ играмъ, полез­
   нымъ въ физическомъ отношеніи, но и къ тѣмъ, которыя приносятъ съ собой
   исключительно шумъ, веселье, хохотъ, радость. „Жестоко заблуждаются тѣ
   люди", говорить Спенсеръ, „которые думаютъ, что нуженъ только извѣстный
   итогъ тѣлеснаго движенія, и что затѣмъ нечего заботиться о томъ, пріятно
   оно или нѣтъ. Отрада есть самое сильное изъ тоническихъ средствъ. Ускоряя
   обращеніе крови, она облегчаетъ отправленіе всѣхъ другихъ функцій и та­
   кимъ образомъ упрочиваетъ здоровье и возстановляетъ его, когда оно раз­
   строено. Крайній интересъ дѣтей къ играмъ, буйная радость, съ которою они
   166   167   168   169   170   171   172   173   174   175   176