Page 168 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 168

— 152 —

        Съ каждымъ годомъ жизни ребенка капризы его увеличиваются, если
   только ихъ постоянно удовлетворяютъ и не ставятъ опредѣленныхъ предѣ­
   ловъ того, что слѣдуетъ, и чего не слѣдуетъ. Выполненіе неразумныхъ тре­
   бованій ребенка вызываетъ раздражительность и нервность, переходящія въ
   концѣ концовъ въ самодурство, эгоизмъ и сухость сердца.
        Аккуратность, любовь къ порядку и чистотѣ и другія подобныя каче­
   ства, столь необходимыя въ обыденной жизни,—тоже лишь результата добро­
   порядочныхъ привычекъ, усвоенныхъ въ дѣтствѣ. Ребенка, не пріученнаго
   въ дѣтствѣ къ аккуратности, вы тотчасъ отличите въ школѣ между всѣми
   остальными. Онъ не только будетъ являться неряшливо одѣтымъ, забывать
   дома то книги, то тетради, но и въ школѣ, начавъ писать, испачкаетъ чер­
   нилами лицо и руки, вытирая доску, измажется мѣломъ, при этомъ, если
   не обратятъ вниманія другіе, у него не явится самостоятельной потребности
   вымыться, вычистить свое платье. Пріучать къ чистоплотности слѣдуетъ очень
   рано, когда ребенокъ начинаетъ только держать ложку въ рукахъ; послѣ
   ѣды онъ долженъ самъ вытирать свои руки и губы. Послѣ трехъ лѣтъ его
   слѣдуетъ постепенно пріучать самостоятельно одѣваться и раздѣваться, акку­
   ратно и въ порядкѣ складывая свои вещи. Дѣти, отъ которыхъ требовали и
   за которыми тщательно наблюдали первое время, чтобы они умывались не
   только утромъ, но и передъ ѣдой и послѣ нея, къ б­—7 лѣтамъ будутъ чув­
   ствовать непреодолимую потребность держать лицо и руки въ чистотѣ.
        Аккуратности же въ обыденной жизни дѣти достигаютъ болѣе всего
   тогда, когда въ дѣтствѣ требовали отъ нихъ, чтобы они самостоятельно уби­
   рали свои игрушки, вещи и книги. Горничныя и няньки лишь въ самыхъ
   рѣдкихъ случаяхъ могутъ пріучить ребенка къ этому; имъ несравненно легче
   и удобнѣе самимъ привести въ порядокъ дѣтскія игрушки, чѣмъ добиться
   того же отъ ребенка. Но для усвоенія и этой привычки точно также нужно
   соблюдать постепенность, имѣть тактъ и сноровку. Сначала слѣдуеть уби­
   рать вещи сообща съ ребенкомъ, затѣмъ болѣе трудную часть работы по
   уборкѣ выполнять самому, заинтересовывая его хотя тѣмъ, какъ удобнѣе
   расположить вещи такъ, чтобы онѣ занимали менѣе мѣста и сложены были
   наиболѣе удобно и красиво. Затѣмъ уже слѣдуетъ всю уборку сдать на руки
   ребенка, постоянно приглядывая, выполняетъ ли онъ эту свою маленькую
   обязанность.
        Привычка къ труду имѣетъ огромное вліяніе на всѣ стороны физиче­
   скаго, умственнаго и нравственнаго развитія дитяти, вліяетъ на всю послѣ­
   дующую жизнь и дѣятельность. Большая часть шалостей дурнаго характера,
   непослушаніе, разсѣянность, капризы происходятъ отъ бездѣлья, отъ слиш­
   комъ болыпаго накопленія силъ, нуждающихся въ исходѣ. Эти силы, посто­
   янно накопляясь и не находя употребленія, производятъ безпокойство и
   ищутъ примѣненія. У дѣтей такое состояніе проявляется дурными проказами,
   непозволительными шалостями, драчливостью, забіячествомъ, порчею необхо­
   димыхъ въ домѣ вещей. Молодыхъ людей отсутствіе привычки къ труду за­
   ставляете бросаться въ кутежи, въ франтовство, въ мотовство, въ картеж­
   ничество, выражается также и другими вредными склонностями и пустымъ,
   пошлымъ времяпрепровожденіемъ. Такіе люди, если только съ годами не
   совсѣмъ убиваютъ въ себѣ искру Божію, съ отвращеніемъ смотрятъ на свое
   прошлое, дѣлаютъ усилія начать новую жизнь—труда и дѣла, но это очень
   рѣдко удается: привычка къ труду должна быть усвоена съ раннихъ лѣтъ.
   .Было немало примѣровъ того, что люди, не совсѣмъ погрязшіе въ разгулѣ
   и кутежахъ, перемѣняли своей образъ жизни, наполняя ее хозяйственными
   163   164   165   166   167   168   169   170   171   172   173