Page 166 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 166

— 150 —

   выговора. Конечно, со всемъ этомъ у дѣтей мы находимъ большое разнообразіе,
   тѣмъ не менѣе. тутъ есть нѣкоторые общіе законы. Младенецъ, котораго мнѣ
   приходилось воспитывать, проговорившій на всѣ лады а ж у, прямо перешелъ
   къ отчетливому произношенію буквы к. Эти первыя буквы долго служили
   ему для выраженія самыхъ разнообразныхъ чувствъ. Только около полутора
   года онъ впервые произнесъ мама и папа и послѣ этого сразу, въ одинъ
   какой­нибудь мѣсяцъ, сталъ ясно и отчетливо называть множество предметовъ
   и при этомъ въ каждомъ словѣ произносилъ всѣ буквы, никогда не замѣняя
   ихъ другими. Пусть же не безпокоятся тѣ родители, двти которыхъ начи­
   наютъ говорить очень поздно. Между прочимъ это можетъ зависѣть оттого,
   что ребенку трудно связать каждое слово съ яснымъ представленіемъ пред­
   мета, —въ немъ и происходитъ медленная и необыкновенно затруднительная
   переработка запасеннаго материала. Но это ничуть не означаетъ ни его
   медленнаго развитія, ни его медленнаго соображенія. При этомъ мы совѣтуемъ
   предоставить ребенка самому себѣ, ни подъ какимъ видомъ не принуждая его
   ни нѣжными ласками, ни угрозами лишить конфетки, произносить слова или
   даже повторить сказанное, если онъ не дѣлаетъ этого самъ, вполнѣ само­
   стоятельно. Желаемъ мы этого опять во имя того педагогическаго принципа,
   что ускорять какое­бы то ни было развитіе—всегда вредно. Педагоги, слѣ­
   дившіе за развитіемъ въ ребенкѣ рѣчи, утверждаютъ, что медленное ея раз­
   витіе скорѣе обѣщаетъ въ будущемъ серьезнаго человѣка. И такъ, слѣдуетъ
   не только не нарушать правильнаго хода этого процесса, но употреблять всѣ
   средства, чтобы няньки не слишкомъ разсѣевали ребенка, не настаивали,
   заставляя его произнести то или другое слово. Пусть вытаращитъ онъ свои
   глазенки и долго смотритъ, уставившись на одну какую­нибудь точку. Онъ
   только такимъ образомъ и можетъ серьезно изучать предметъ,—не мѣшайте
   же ему въ это время своимъ несмолкаемымъ говоромъ, а тѣмъ болѣе не
   трогайте съ мѣста той вещи, въ которую онъ такъ пристально углубился: этимъ
   вы только сбиваете его съ толку­ и перепутываете нить его соображеній. Пусть,
   говорятъ лучшіе педагоги, самостоятельное внутреннее развитіе идешь всегда
   впереди развитія языка, пусть преоюде овладѣетъ ребенкомъ мысль, а потомъ
   уоюе явится и ея словесное выраженіе.
        Съ словами ребенокъ непремѣнно долженъ связывать и живыя предста­
   вленія предметовъ. Поэтому матери и нянюшки должны какъ можно менѣе
   говорить съ ребенкомъ о томъ, на что онъ сейчасъ же не можетъ имъ ука­
   зать своей рученкой. Сначала однимъ или нѣсколькими словами ребенокъ
   обозначаетъ цѣлую группу самыхъ разнообразныхъ понятій, но постепенно онъ
   пріобрѣтаетъ все болыпій запасъ словъ, а вмѣстѣ съ тѣмъ и расширяетъ
   кругъ своихъ представленій. Такъ напр., въ болыпинствѣ случаевъ каждаго
   взрослаго мущину ребенокъ называетъ дядя,­—женщину—тетя, всѣхъ птицъ—
   цыпа или тапъ­тапъ, всякую ѣду и питье нямъ­нямъ и            т. п. до безко­
   нечности. Было бы огромнымъ вредомъ­со стороны воспитателя сразу желать
   расширить этотъ кругъ понятій и непремѣнно настаивать на томъ, чтобы
   ребенокъ не давалъ знакомому предмету своеобразной клички, но подъ усло­
   віемъ, чтобы воспитатель называлъ предметъ настоящимъ именемъ,
        Путемъ привычки въ раннемъ дѣтствѣ можно привить самому нормаль­
   ному ребенку склонность къ капризамъ, а вслѣдствіе этого раздражительность
   и нервность, что всегда уже сопряжено съ болѣе или менѣе значительными
   недугами въ области физической и моральной.
        Первые мѣсяцы своей младенческой жизни ребенокъ всѣ свои чувства:
   испугъ, страданіе, внезапную боль, чувство жажды, голода, холода, жары
   161   162   163   164   165   166   167   168   169   170   171