Page 162 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 162

— 146 ­

   не только по всѣмъ комнатамъ заведенія, но по лѣстницамъ и саду, вскараб­
   киваются на деревья и особенно когда они занимаются сложными рукодѣ­
   ліями, высказываетъ обыкновенно такой взглядъ, что природа взамѣнъ глазъ
   даритъ слѣпцу необыкновенный даръ осязанія, котораго лишенъ зрячій. Но
   это невѣрно. Воспитательница въ доказательство того, что осязаніе слѣпыхъ
   главнымъ образомъ пріобрѣтается путемъ привычки и навыка, показывала
   намъ множество работъ, какъ       слѣпорожденныхъ, такъ и тѣхъ, которые
   ослѣпли по третьему, четвертому и пятому году своей жизни,—работы по­
   слѣднихъ не уступали въ искусствѣ работамъ слѣпорожденныхъ, что достигнуто
   было путемъ постоянныхъ упражненій. Физическій уходъ за органомъ озяза­
   нія сводится преимущественно къ уходу за кожею, имѣющей громадное зна­
   ченіе для всего организма. И при этомъ главная обязанность — соблюдете
   чистоты и развитіе приспособляемости кожи къ перенесенію перемѣнъ тем­
   пературы. Для этого необходимо, чтобы теплая вода, въ которой купаютъ
   ребенка, и въ началѣ согрѣваемая одежда, въ которую его одѣваютъ послѣ
   купанья въ первое время его жизни, употреблялись все болѣе холодными;
   температура комваты, въ которой онъ живетъ, становилась бы все болѣе
   умѣренною, но все это съ соблюденіемъ большой постепенности.
        Задача воспитателя, въ области осязанія, направить и обставить жизнь
   ребенка и его физическія упражненія такимъ образомъ, чтобы сдѣлать его
   организмъ выносливымъ къ разнообразнымъ перемѣнамъ температуры, къ
   жарѣ и холоду, чтобы ребенокъ могъ поменьше испытывать послѣдствій про­
   студы, получилъ бы въ концѣ концовъ возможность гулять во всякую погоду,
   могъ бы жить въ разныхъ климатахъ. Что же касается кожи, то нужно
   имѣть въ виду сдѣлать ее менѣе чувствительною, менѣе раздражительною и
   болѣе выносливою. Физически закаленный человѣкъ впослѣдствіи не только
   крѣпче постоитъ за правду и упорнѣе сопротивляется житейскимъ не­
   взгодамъ и лишеніямъ, но будетъ способнѣе другаго къ усидчивой работѣ,
   устойчивѣе можетъ держаться честныхъ принциновъ и вообще будетъ болѣе
   мужественнымъ, выносливымъ, менѣе нервнымъ, капризнымъ и измѣнчивымъ;
   житейскій комфортъ и удобства менѣе, чѣмъ нѣженку и баловня, соблазнять
   его, и жизнь будетъ представлять ему менѣе искушеній для сдѣлокъ съ со­
   вѣстью.
        Но Боже сохрани, закаливая организмъ, впадать въ крайность. Закалять
   организмъ должно въ высшей степени постепенно, строго сообразуясь со сте­
   пенью здоровья ребенка вообще, съ его выносливостью въ частности, съ воз­
   растомъ и индивидуальными, физическими особенностями каждаго. Нужно
   помнить, что закаленіе организма имѣетъ свою границу и предѣлъ. Къ тому же
   не всякое матеріальное лишеніе, непогоду, сырость, холодъ можетъ вынести каж­
   дый ребенокъ, тѣмъ болѣе такой, родители котораго вели изнѣженный образъ
   жизни. Наконецъ, и для нравственнаго развитія дитяти одинаково не жела­
   тельны, какъ излишняя изнѣженность, раздражительность и чувствительность,
   такъ и крайнее огрубѣніе тѣла, слишкомъ ничтожная чувствительность кожи.
   Совершенно огрубѣвшее существо будетъ слишкомъ мало воспріимчиво и воз­
   будимо для впечатлѣній нравственнаго характера, чему даетъ намъ прекрас­
   ный примѣръ воспитаніе спартанскихъ юношей: они равнодушны были къ
   самымъ тяжелымъ условіямъ жизни, могли выносить холодъ и голодъ, были
   неутомимы въ трудахъ, умирали подъ ударами, не издавъ ни одного крика,
   ни одной жалобы, но въ то же время отличались грубостью и жестокостью
   нравовъ. Мы далеки отъ желанія вернуть времена славной Спарты, съ ея
   грубымъ варварствомъ и замѣчательиыми атлетами, съ ея презрѣніемъ къ
   157   158   159   160   161   162   163   164   165   166   167