Page 158 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 158

— 142 —

   и недуговъ можно ожидать и отъ неправильна™ развитія другихъ органовъ
   чувствъ—обонянія, вкуса, осязанія. Плохо развитые органы чувствъ не только
   грозятъ человѣку страданіями, но причиняютъ неизгладимый ущербъ и его
   умственному развитію.
        Но какое же вліяніе на развитіе органовъ чувствъ можетъ оказать
   привычка? Развѣ она имѣетъ какое нибудь значеніе въ этой области? Всѣ
   сложныя функціи нашихъ чувствъ, по даннымъ физіологіи, суть ничто иное
   какъ навыки, съ усиліемъ усвоенные въ дѣтствѣ и сдѣлавшіеся впослѣдствіи
   какъ бы нашею собственностью.
        Привычка управляетъ ходомъ дѣятельности всѣхъ нашихъ органовъ
   чувствъ.  Способность   зрѣнія   воспринимать   образы самыхъ различныхъ
   формъ и величинъ, умѣнье правильно распознавать нвѣта и ихъ оттѣнки,
   краски и фигуры и отличать самые тонкіе переливы             въ игрѣ свѣта,
   чувство симметріи и пропорціональности, всѣ эти пріобрѣтенія зрѣніе дѣ­
   лаетъ не сразу, а весьма медленно и постепенно и притомъ исключительно
   съ помощію упражненія, которое мало по малу переходитъ въ привычку. У
   громаднаго большинства, даже въ интеллигентныхъ семьяхъ, на развитіе
   органа зрѣнія не обращалось ни малѣйшаго вниманія, а потому очень
   многіе, имѣя здоровые глаза, не умѣютъ отличать оттѣнковъ въ игрѣ свѣта
   и цвѣтовъ; есть даже немало и такихъ, которые не въ состояніи отличить
   одинъ цвѣтъ отъ другаго; нѣкоторые не имѣютъ ни малѣйшаго понятія о
   симметріи, другіе не обращаютъ вниманія на форму, и чрезвычайно много
   близорукихъ и страдающихъ косоглазіемъ.
        Близорукость и косоглазіе могутъ передаваться по наслѣдству, но мо­
   гутъ быть и благопріобрѣтенными. Если воспитатель не будетъ зорко наблю­
   дать, чтобы ребенокъ, разсматривая предметъ, не близко наклонялся къ нему,
   не сильно приближалъ его къ себѣ, близорукость будетъ прогрессировать,
   если къ ней при этомъ существуетъ еще склонность, или она разовьется
   постепенно, точно также и косоглазіе, если ребенокъ, склонный къ этому
   недостатку, будетъ разглядывать предметы съ боку. Близорукость и косо­
   глазіе вносятъ немало изъяновъ въ умственное развитіе. Близорукій не мо­
   жетъ составить себѣ вполнѣ яснаго и отчетливаго представленія о цѣлой
   группѣ предметовъ и явленій, недоступныхъ для разсмотрѣнія и наблюденія
   ихъ вблизи. Онъ между прочимъ лишенъ возможности наблюдать за выра­
   женіемъ и игрой физіономіи во время гнѣва, досады, восторга, изумленія и
   другихъ страстей, часто внезапно овладѣвающихъ душою человѣка, умѣю­
   щаго сдерживать себя и не обнаруживающаго этихъ чувствъ ни въ словахъ,
   ни въ интонаціи голоса. Между тѣмъ умѣнье наблюдать всю эту сложную
   борьбу разнородныхъ человѣческихъ чувствъ и страстей, всю эту житейскую
   трагикомедію, проявляющуюся иногда только въ выраженіи физіономіи, не­
   безполезно для каждаго, чтобы понимать и выяснять себѣ до тонкости и въ
   деталяхъ характеръ и натуру человѣка и приходить по этому поводу къ
   собственнымъ выводамъ. Для мыслителя, беллетриста и художника такой
   недостатокъ, лишеніе такого рода наблюденій—крайне существенный пробѣлъ.
   Бинокли, лорнеты, очки далеко не всегда удобны и возможны и никогда не
   могутъ вполнѣ замѣнить нормально развитаго зрѣнія. Близорукость вліяетъ
   извѣстнымъ образомъ и на характеръ. Близорукій не можетъ быть такъ
   самоувѣренъ, смѣлъ, рѣшителенъ и предпріимчивъ въ своей дѣятельности,
   какъ человѣкъ съ нормально развитымъ зрѣніемъ.
         Если неблагопріятная среда и неразумное воспитаніе могутъ       повести
   къ развитію и усиленію различныхъ недостатковъ, то при совершенно обрат­
   153   154   155   156   157   158   159   160   161   162   163