Page 160 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 160

— 144 —

   здѣсь особенно долго останавливаться, такъ какъ имѣемъ въ виду говорить о
   нихъ при изложеніи фребелевской системы.
        Слухъ, такъ же какъ и зрѣніе, можетъ пріобрѣтать остроту, утончен­
   ность, быстроту и отчетливость. Лѣсные жители не только услышатъ, но и
   отличатъ голосъ одного животнаго отъ другаго и на такомъ разстояніи, на
   которомъ мы не услышимъ ни малѣйшаго звука. О двухъ слѣпыхъ братьяхъ
   Филадельфіи разсказываютъ, что они, переходя улицу, знали, когда прибли­
   жались къ столбу, вслѣдствіе особеннаго звука, издаваемаго землею подъ ихъ
   ногами въ сосѣдствѣ столба. Они же узнавали по полету ручныхъ голубей,
   съ которыми играли.
        Неблагопріятныя условія притупляютъ способность слуха. Замѣчено, что
   дѣти настройщиковъ различныхъ инструментовъ, машинистовъ и мѣдниковъ
   настолько привыкаютъ къ оглушительнымъ и дисгармоничнымъ звукамъ, что
   обыкновенно притупляютъ свой слухъ.
        Множество научныхъ изслѣдованій подтверждаютъ, что слухъ новорож­
   денныхъ дѣтей въ высшей степени плохъ, особенно въ первые дни рожденія.
   Слухъ такъ же, какъ и зрѣніе, развивается упражненіемъ, которое затѣмъ вхо­
   датъ въ привычку. Дѣло воспитателя дать надлежащее направленіе такого
   рода упражненіямъ и привычкамъ. Прейеръ, пріобрѣвшій извѣстность своей
   книгой „Душа ребенка" (Die Sehle des Kindes. Beobachtungen iiber die geistige
   Entwickelung des Mensclien in den ersten Lebensjaliren von W. Preyer. Leip­
   zig, 1882) краснорѣчиво доказываетъ массою фактовъ, что слухъ цыпленка,
   выходящаго изъ яйца, точно также и многихъ новорожденныхъ млекопитаю­
   щихъ,   несравненно болѣе совершененъ, чѣмъ у новорожденнаго человѣка,
   какъ относительно различенія высоты звуковъ и ихъ напряженности, такъ и
   относительно различенія родовъ шума, ихъ направленія, а, можетъ быть, и ихъ
   продолжительности. „Да иначе и быть не можетъ", говорить онъ, „такъ какъ
   новорожденный человѣкъ сначала ничего не слышитъ, потомъ очень плохо и
   лишь нѣкоторые звуки, затѣмъ слышитъ большее количество звуковъ, но все
   еще очень плохо, вслѣдъ за этимъ, мало по малу изъ массы тѣхъ, которые
   онъ воспринимаетъ не вполнѣ, онъ различаетъ нѣкоторые не вполнѣ ясно, и
   наконецъ онъ слышитъ много звуковъ и вполнѣ, но всегда ранѣе различая
   высокіе звуки, чѣмъ низкіе. Каждая мать тратитъ многія тысячи словъ, ко­
   торыя говоритъ, бормочетъ или поетъ своему ребенку, прежде чѣмъ онъ услы­
   шитъ хотя одно изъ нихъ; она говоритъ ему еще болѣе тысячи словъ прежде,
   чѣмъ онъ пойметъ хотя одно изъ нихъ, но если­бы она не расточала своихъ
   словъ существу, которое сначала не слышитъ и еще дольше не понимаетъ,
   ребенокъ выучился бы говорить и слышать мать очень поздно и съ болыпимъ
   трудомъ".
        Физическій уходъ за ухомъ требуетъ болѣе всего — чистоплотности: на­
   копленіе въ слуховомъ проходѣ сѣры вызываетъ различныя заболѣванія, и не
   только самаго прохода, но и барабанной перепонки. Раздраженіе, вызванное
   этимъ явленіемъ, заставляетъ дѣтей извлекать сѣру и раздражающую, накопив­
   шуюся нечистоту шпильками, уховертками, булавками, спичками,—это не только
   вредно, но и весьма опасно, вызываетъ ссадины въ слуховомъ проходѣ и на ба­
   рабанной перепонкѣ, частыя воспаленія, что можетъ повести къ глухотѣ. Вмѣ­
   сто того, чтобы раздражать уже раздраженное ухо уховертками, можно иногда
   моментально прекратить зудъ, осторожно впустивъ на нѣсколько минутъ въ
   слуховой проходъ нѣсколько капель чуть тепловатой воды, которая размяг­
   чаетъ накопившуюся сѣру и унимаетъ зудъ. Если это не помогаетъ, нужно
   проспринцовать ухо тепловатой водой.       Но   физическое   воспитаніе, какъ
   155   156   157   158   159   160   161   162   163   164   165