Page 156 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 156

— 140 —

   только характеръ ихъ предосудителенъ, слабѣютъ мало­по­маду, а иногда и
   совсѣмъ исчезаготъ.
        Такъ какъ могущество и зеаченіе воспитанія болѣе всего сказывается
   въ правильномъ развитіи и направленіи привычекъ въ дѣтствѣ, то мы и
   остановимся на тѣхъ явленіяхъ жизни ребенка, на которыя привычки имѣютъ
   особенно сильное вліяиіе.
         Вся жизнь ребенка первыхъ лѣтъ его существованія состоитъ въ прос­
   томъ собираніи и воспріятіи дѣйствующихъ на него впечатлѣній внѣшняго
   міра. И позже, въ болѣе старшемъ возрастѣ, все знакомство съ внѣшнимъ
    ыіромъ, всѣ наши представленія происходятъ путемъ чувственныхъ воспріятіи,
   то есть посредствомъ органовъ внѣшнихъ чувствъ, какъ зр?ьніе, слухъ, обо­
   няніе, осязапіе и вкусъ, которые служатъ надежнѣйшими помощниками въ
   физическомъ, умственномъ и нравственномъ развитіи. Безъ чувственныхъ
   воспріятіи, а это бываетъ, когда органы внѣшнихъ чувствъ дитяти плохо или
   совсѣмъ не развиты, человѣкъ не только не будетъ въ состояніи дѣлать впо­
   слѣдствіи самостоятельныхъ выводовъ, но не можетъ имѣть надлежащаго сужденія
   о предметѣ. Такимъ образомъ въ духовной жизни ребенка наисущественное
   значеніе, самую первую роль играютъ органы внѣшнихъ чувствъ. Кто отъ
   природы лишенъ одного или нѣсколькихъ органовъ чувствъ, у того обнару­
   живаются и соотвѣтственные недостатки.
         Какъ тяжко обиженъ природою слѣпорожденаый! Ему не только не­
   доступны поэтическія картины природы и искусства, но онъ лишенъ оживляю­
   щихъ въ природѣ и жизни и одухотворяющихъ солнечныхъ лучей, цѣлой
   области, въ которую вноситъ столько поэзіи и красоты свѣтъ, съ его разно­
   образными оттѣнками, не знаетъ онъ и цвѣтовъ, слѣдовательно не имѣетъ
   падлежащаго представленія о громадномъ болыпинствѣ окружающихъ пред­
   метовъ, характернымъ признакомъ которыхъ является цвѣтъ; лишенъ онъ и
    созерцанія чуднаго солнечнаго дня и лунной ночи, безграничной дали и
   простора, представленія о величинѣ и пространствѣ. Такимъ образомъ слѣпо­
   рожденный лишенъ чрезвычайно миогихъ представленій, а слѣдовательно и
   повятій, а также весьма существенныхъ для развитія человѣка эстетическихъ
   наслажденій. Очень естественно, что огромная область знаній достается ему
   несравненно съ большими затрудненіями, чѣмъ зрячему, а многое остается и
   вовсе недоступнымъ; изъ сказаннаго ясно, что умственное развитіе слѣпо ­
   рожденнаго страдаетъ большими пробѣлами.
        Глухо­нѣмой лишенъ цѣлаго міра звуковъ, не слышитъ человѣческой
   рѣчи, не можетъ имѣть свободнаго общенія съ людьми, слѣдовательно ему
   или вовсе недоступна, или несравненно менѣе доступна обширная область по­
   нятій и идей. И дѣйствительно, громадное большинство глухо­нѣмыхъ— люди
   въ высшей степени неразвитые умственно и нравственно.
        Конечно, все это мы говоримъ о людяхъ, въ томъ или другомъ отноше­
   ніи обиженныхъ судьбою, но изъ этихъ приыѣровъ можно составить ясное
    представленіе о томъ, какое роковое вліяніе на умственное и нравственное
   развитіе человѣка можетъ имѣть не только отсутствіе какого нибудь органа
    чувства, но даже плохое, небрежное или неправильное его развитіе. Если
   ребенокъ еще въ дѣтствѣ, до школьнаго возраста, не уяснитъ себѣ внѣшнихъ
   яризнаковъ окружающихъ предметовъ, онъ не можетъ быть наблюдательнымъ,
   природа съ ея разнообразными явленіями будетъ чужда его сердцу, а вмѣстѣ
   съ этимъ ему будетъ недоступна огромная область знаній, чистыхъ востор­
   говъ, живыхъ и здоровыхъ интересовъ, однимъ словомъ, въ его духовномъ
   развитіи будетъ множество недостатковъ. Чѣмъ совершеннее развиты органы
   151   152   153   154   155   156   157   158   159   160   161