Page 157 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 157

— 141 —

   чувствъ ребенка, хѣмъ болѣе представленій воспринимаетъ его умъ, а это
   только и даегь возможность впослѣдствіи пріобрѣсти наибольшее количество
   понятій, быть способнымъ приходить къ самостоятельнымъ ваклгоченіямь и
   выводамъ. Органы внѣшнихъ чувствъ дитяти могутъ и должны совершенство­
   ваться, что достигается путемъ упражненій; не упражняемый членъ или ор­
   ганъ—атрофируется .
         Когда дѣти только что появляются на свѣтъ божій, органы ихъ чувствъ
   развиты въ высшей степени слабо. Законы роста и развитія человѣческаго
   организма требуютъ упражненія органовъ внѣшнихъ чувствъ. Оставляя ихъ
   въ бездѣйствіи впродолженіи извѣстнаго періода, легко замедлить ихъ раз­
   витіе, довести ихъ до потерн способности къ извѣстныиъ отправленіямъ, къ
   атрофіи, даже къ полному уничтоженію того или другаго органа. Лучшимъ
   доказательствомъ этого служить то, что глаза у животныхъ, живущихъ въ
   темнотѣ, — исчезали, крылья птицъ, неимѣющихъ возможности летать, — ат­
   рофировались. Наблюдения ученыхъ доказываютъ, что отсутствіе упражненій у
   человѣка точно также ведетъ къ атрофіи того или другаго органа. Д­ръ
   Чендлеръ­Робинсъ имѣлъ возможность наблюдать одну женщину, болѣзяь
   зуба которой заставляла ее, въ продолженіе двухъ лѣтъ, ѣсть на одной­ лѣвой
   сторонѣ рта. Когда, послѣ двухъ лѣтъ, ей выдернули больной зубъ, оказа­
   лось, что у нея отсутсвуютъ всѣ вкусовыя ощущеніа въ правой половинѣ рта.
        Для доказательства, какое важное значеніе имѣютъ упражненія для усо­
   вершенствованія органовъ чувствъ, еще интереснѣе наблюденіе проф. Гарлея
   надъ самимъ собою. „Вслѣдствіе воспаленія глазъ, развившагося у него подъ
   вліяніемъ усиленныхъ занятій съ микроскопомъ, онъ 9 мѣсяцевъ провелъ въ
   безусловномъ мракѣ, т. е. въ комнатѣ на столько темной, что привыкшій
   къ ея темнотѣ Гарлей не могъ видѣть даже очертаній своей руки. Затѣмь
   далнѣйшіе 17 мѣсяцевъ онъ провелъ въ обыкновенной темной комнатѣ, кото­
   рая постепенно освѣщалась все болѣе и болѣ для того, чтобы переходъ изъ
   темноты къ свѣту не былъ слишкомь рѣзокъ и внезапенъ. Когда наконецъ
   проф. Гарлей перешелъ къ обыкновеннымъ условіямъ жизни, то онъ убѣдплся,
   что разучился смотрѣть: всѣ предметы, даже­ собственныя руки, казались ему
   несоотвѣтственно длинными, и кромѣ того онъ разучился опредѣлять раз­
   стоянія, такъ что близкіе предметы казались ему далекими, а отдаленные
   близкими. Кромѣ того онъ совершенно потерялъ способнось различать пвѣта,—•
   всѣ предметы представлялись ему или черными, или бѣлыми". („О ненормаль­
   ности мозговой жизни" М. М. Манасеиной стр. 120).
        То же бываетъ и съ дѣтьми, съ тою разницею, что при разумномъ уходѣ
   за ними съ первыхъ дней рожденія, развитіе органовъ совершается постепенно.
   Правильный уходъ за ними, надлежащее ихъ развитіе и возможное усовершен­
   ствованіе имѣютъ въ высшей степени важное значеніе для всей жизни чело­
   вѣка. Вотъ потому­то правильное развитіе и усовершенствованіе органовъ
   чувствъ дитяти должно быть первою и наиважнѣйшею заботою матери. Не
   совсѣмъ нормальное состояніе даже одного органа всегда производить дурное
   вліяніе и на остальные органы, такъ какъ всѣ они, болѣе или менѣе, тѣсно
   связаны между собою. Слабое развитіе или поврежденіе того или другаго
   органа ведетъ также къ опаснымъ нервнымъ и душевнымъ заболѣваніямъ.
   Плохое развитіе зрѣнія влечетъ за собою частую простуду глазъ, развиваетъ
   душевную тоску, апатію, меланхолію и дѣйствуетъ на мозгъ. Неправильныя
   отправленія органа слуха ведутъ къ мучительнымъ болямъ и шуму въ ушахъ,
   что легко можетъ перейти въ галлюцинаціи слуха, въ нервное разстройство и
   вызываетъ даже различныя неправильности въ ходѣ мышленія. Большихъ невзгодъ
   152   153   154   155   156   157   158   159   160   161   162