Page 153 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 153

— 137 —

    по малу уравновѣшиваютъ его противурѣчивыя желанія, разнообразные ап­
    петиты. Только постепенно прививаемые      навыки заставляютъ ребенка все
    меньше балансировать между выборомъ того или другаго дѣйствія, все болѣе
    устапавливаютъ и укрѣпляютъ его волю.
         Разнообразныя привычки, пріобрѣтенныя въ дѣтствѣ, сдѣлавшись съ
    годами второю натурою, двигаютъ нами, какъ автоматами. Человѣкъ въ
    каягдый періодъ своей жизни, но преимущественно въ дѣтствѣ и юношескомъ
    возврастѣ, пріобрѣтаетъ тѣ или другія привычки, имѣющія хорошее или дурное
    вліяніе на весь складъ его характера.
         Трудно перечислить все, въ чемъ сказывается привычка и насколько
    велико ея значеніе для жизни человѣка. Посредствомъ привычекъ можно
    развить множество хорошихъ качествъ, какъ въ нравственной, такъ и въ
    интеллектуальной области, какъ въ практической жизни, такъ и въ области
    нравовъ. Не мало высоко­нравственныхъ качествъ, замѣчательныхъ человѣ­
    ческихъ достоинствъ начинается съ привычки: направленныя такъ или иначе,
    онѣ могутъ усилить или смягчить нервность и чувствительность, укрѣпить
    или разслабить волю. Такую же роль, то есть ослабляющую или укрѣпляю­
    щую, играютъ привычки и относительно предрасположенія человѣка къ извѣст­
    нымъ наслѣдственнымъ склонностямъ.
         Привычки образуются быстро и усвоиваются почти совсѣмъ незамѣтно.
    Мать находитъ необходимымъ пріучить шестилѣтняго сына закрывать на
   . ключъ дверь комнаты, въ которую опъ входитъ послѣ сна. Она заставляетъ
    его нѣкоторое время дѣлать это при себѣ. Черезъ 9—10 дней, мальчикъ такъ
    привыкаетъ входя въ комнату замыкать дверь, что, когда мать спраШиваетъ
    его, исполнилъ ли онъ ея требованіе, онъ долженъ каждый разъ провѣрить
    себя, такъ какъ онъ замыкаетъ дверь уже чисто механически.
         Такъ же легко пріучаетъ себя каждый въ опредѣленное время заводить
    часы; умываться, убирать свою комнату, одпимъ словомъ усвоиваетъ множе­
    ство привычекъ, необходимыхъ въ обыденной жизни; такъ же легко можно
    нріобрѣсти множество привычекъ вредныхъ для нравственности и здоровья,
    а также и для спокойствія окружающих^. Ребенокъ, пріученный съ 5 —6­тп
    лѣтъ не иначе ложиться спать, какъ предварительно аккуратно сложивъ
    свою одежду на извѣстное мѣсто, будетъ черезъ нѣсколько мѣсяцевъ, послѣ
    пріобрѣтеннаго имъ навыка,     самостоятельно убирать передъ сномъ свое
    платье; эта привычка съ годами въ такой степени укоренится въ немъ, что
    не исполнить ея велѣпій будетъ для него весьма тяжело. Мы знали дѣтей,
    пріученнихъ въ продолженіе года каждый разъ передъ сномъ мыть руки,
    шею и чистить зубы. Когда въ дорогѣ обстоятельства не позволяли имъ этого
    дѣлать, они не могли заснуть до разсвѣта. Знакомый намъ мальчикъ, необы­
    кновенно склонный къ жадности, велъ почти исключительно растительный
    образъ жизни, но, при перемѣнѣ режима въ десятилѣтнемъ возрастѣ и при
    разумномъ надзорѣ, онъ довольно скоро сдѣлался умѣреннымъ въ пищѣ; мало
    того: такъ какъ онъ попалъ въ среду людей развитыхъ и образованныхъ, то
   въ два, три года онъ сильно пристрастился къ чтенію. Но обстоятельства его
    жизни снова измѣнились, и мальчикъ въ 16­ть лѣтъ перешелъ подъ надзоръ
   холостяка­дяди, богача, жуира и гурмана. За юношею никто болѣе не при­
    глядывалъ: онъ ѣлъ когда и сколько желалъ и, при столь благопріятныхъ
    условіяхъ для его врожденныхъ влеченій, его страсть къ обжорству просну­
    лась съ новою силой. Черезъ годъ онъ уже смаковалъ кушанья, а еще черезъ
    годикъ, другой окончательно бросилъ чтеиіе и началъ мечтать и говорить
    только о ѣдѣ и о другихъ узко­эгоистическихъ животныхъ наслажденіяхъ.
   148   149   150   151   152   153   154   155   156   157   158