Page 149 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 149
— 183 —
это было обыкновенно тогда, когда данный субъектъ былъ подверженъ глу
бокимъ страданіямъ головнаго мозга, вслѣдствіе чего у него были атрофиро
ваны или парализованы тѣ или другіе нервы. Если путемъ воспитанія можно
нерѣдко развить полуидіота и глухонѣмаго, то тѣмъ болѣе оно можетъ
быть полезно и успѣшно при условіяхъ нормальныхъ.
И такъ, ребенокъ, въ силу наслѣдственности, рождается съ задатками
тѣхъ или другихъ склонностей, какъ хорошихъ, такъ и дурныхъ, физическихъ,
умственныхъ и нравственныхъ, но онѣ могутъ какъ развиться, такъ и остаться
въ зачаточномъ состояніи, смотря по тому, какимъ вліяніямъ будетъ подвер
гаться ребенокъ, въ какой средѣ онъ будетъ жить, какъ великъ будетъ его
умственный багажъ, какіе примѣры онъ будетъ видѣть передъ собой, какъ и
къ чему онъ будетъ возбуждаться, направленали будетъ его наблюдатель
ность на интересы общечеловѣческіе или на мелкоэгоистическіе. Если чело
вѣкъ не унаслѣдовалъ склонности къ состраданію. къ альтрунстическимъ и
гуманныыъ чувствамъ, ихъ слѣдуетъ развить путемъ воспитанія, и такія
склонности въ человѣкѣ особенно необходимы въ нашъ вѣкъ, когда общество
все болѣе выдвигаетъ изъ своей среды дѣльцовъ и узкихъ эгоистовъ, стремя
щихся къ наживѣ, не разбирая средствъ. Ребенокъ раздражительный, рож
денный отъ нервныхъ родителей, путемъ правильнаго воспитанія, можетъ
выработаться въ человѣка съ болѣе или менѣе уравновѣшенною нервною си
стемою, если только въ теченіе достаточнаго времени его будутъ оберегать
отъ раздраженія, подавлять аффекты. Если же допустить ихъ безпрепятствен
ное проявленіе въ ребенкѣ, они могутъ принести страшное зло и проявляю
щему ихъ, и окружающимъ, а потому воспитатель долженъ противодѣйство
вать иыъ всѣми. силами. Для болѣе прочнаго искорененія или направле
нія ихъ въ другую сторону, въ ребенкѣ съ раннихъ лѣтъ слѣдуетъ воспиты
вать симпатію и привязанность къ людямъ, а также чувство жалости, — и
только такимъ путемъ можно съузить сферу злыхъ страстей.
Какъ дѣйствовать на практикѣ, чтобы постепенно съуживать сферу злыхъ
страстей,—категорично отвѣтитв очень трудно, скажемъ только, что дѣйстви
тельность представляете возмояшость для этого на каждомъ шагу. Пусть ре
бенокъ сближается съ бблыпимъ количествомъ дѣтей, особенно съ бѣдными
и съ простонародной рабочей средой (въ раннемъ возрастѣ его игры и за
бавы съ товарищами должны быть подъ наблюденіемъ старшихъ). Учите его
вникать въ ихъ нужды, въ ихъ разнообразныя занятія, въ ихъ характеры и
привычки, давайте ему возможность дѣлиться съ ними всѣмъ, что у него
есть, но никогда не вознаграждайте матеріально ребенка за его щедрость и
доброту. Ребенокъ долженъ рано научиться понимать, что только тотъ посту
покъ действительно хорошъ и честенъ, который заставляетъ его чего нибудь
лишать себя; только тотъ способенъ искренно и дѣятельно любить людей,
кто съ дѣтства начинаетъ для нихъ чѣмъ нибудь жертвовать.
Очень помогаетъ ребенку съуживать сферу злыхъ страстей и привычка
воспитывать птицъ и звѣрьковъ: онъ заботится о ихъ пропитаніи, устраи
ваетъ для нихъ гнѣздышко, постельку; при этомъ воспитатель имѣетъ воз
мояшость слѣдить, чтобы онъ бере;гно обходился съ ними, не мучилъ ихъ.
Такимъ образомъ вы въ одно и тоже время дадите ребенку матеріалъ для
наблюденій и для его дѣятельности и внесете въ его жизнь живой и человѣ
ческій интересъ. Близкое общеніе съ окружающимъ ыіромъ и активное про
явленіе симпатіи къ людямъ лучше чѣмъ что нибудь научатъ ребенка впо
слѣдствіи управлять своими дурными склонностями. У человѣка съ сильными
чувствами и при правильномъ воспитаніи останется страстный темперамента,