Page 149 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 149

— 183 —

   это было обыкновенно тогда, когда данный субъектъ былъ подверженъ глу­
  бокимъ страданіямъ головнаго мозга, вслѣдствіе чего у него были атрофиро­
  ваны или парализованы тѣ или другіе нервы. Если путемъ воспитанія можно
  нерѣдко развить полуидіота и глухо­нѣмаго, то тѣмъ болѣе оно можетъ
   быть полезно и успѣшно при условіяхъ нормальныхъ.
        И такъ, ребенокъ, въ силу наслѣдственности, рождается съ задатками
   тѣхъ или другихъ склонностей, какъ хорошихъ, такъ и дурныхъ, физическихъ,
   умственныхъ и нравственныхъ, но онѣ могутъ какъ развиться, такъ и остаться
   въ зачаточномъ состояніи, смотря по тому, какимъ вліяніямъ будетъ подвер­
   гаться ребенокъ, въ какой средѣ онъ будетъ жить,­ какъ великъ будетъ его
   умственный багажъ, какіе примѣры онъ будетъ видѣть передъ собой, какъ и
   къ чему онъ будетъ возбуждаться, направлена­ли будетъ его наблюдатель­
   ность на интересы обще­человѣческіе или на мелко­эгоистическіе. Если чело­
   вѣкъ не унаслѣдовалъ склонности къ состраданію. къ альтрунстическимъ и
   гуманныыъ чувствамъ, ихъ слѣдуетъ развить путемъ воспитанія, и такія
   склонности въ человѣкѣ особенно необходимы въ нашъ вѣкъ, когда общество
   все болѣе выдвигаетъ изъ своей среды дѣльцовъ и узкихъ эгоистовъ, стремя­
   щихся къ наживѣ, не разбирая средствъ. Ребенокъ раздражительный, рож­
   денный отъ нервныхъ родителей, путемъ правильнаго воспитанія, можетъ
   выработаться въ человѣка съ болѣе или менѣе уравновѣшенною нервною си­
   стемою, если только въ теченіе достаточнаго времени его будутъ оберегать
   отъ раздраженія, подавлять аффекты. Если же допустить ихъ безпрепятствен­
   ное проявленіе въ ребенкѣ, они могутъ принести страшное зло и проявляю­
   щему ихъ, и окружающимъ, а потому воспитатель долженъ противодѣйство­
   вать иыъ всѣми. силами. Для болѣе прочнаго искорененія или направле­
   нія ихъ въ другую сторону, въ ребенкѣ съ раннихъ лѣтъ слѣдуетъ воспиты­
   вать симпатію и привязанность къ людямъ, а также чувство жалости, — и
   только такимъ путемъ можно съузить сферу злыхъ страстей.
        Какъ дѣйствовать на практикѣ, чтобы постепенно съуживать сферу злыхъ
   страстей,—категорично отвѣтитв очень трудно, скажемъ только, что дѣйстви­
   тельность представляете возмояшость для этого на каждомъ шагу. Пусть ре­
   бенокъ сближается съ бблыпимъ количествомъ дѣтей, особенно съ бѣдными
   и съ простонародной рабочей средой (въ раннемъ возрастѣ его игры и за­
   бавы съ товарищами должны быть подъ наблюденіемъ старшихъ). Учите его
   вникать въ ихъ нужды, въ ихъ разнообразныя занятія, въ ихъ характеры и
   привычки, давайте ему возможность дѣлиться съ ними всѣмъ, что у него
   есть, но никогда не вознаграждайте матеріально ребенка за его щедрость и
   доброту. Ребенокъ долженъ рано научиться понимать, что только тотъ посту­
   покъ действительно хорошъ и честенъ, который заставляетъ его чего нибудь
   лишать себя; только тотъ способенъ искренно и дѣятельно любить людей,
   кто съ дѣтства начинаетъ для нихъ чѣмъ нибудь жертвовать.
        Очень помогаетъ ребенку съуживать сферу злыхъ страстей и привычка
   воспитывать птицъ и звѣрьковъ: онъ заботится о ихъ пропитаніи, устраи­
   ваетъ для нихъ гнѣздышко, постельку; при этомъ воспитатель имѣетъ воз­
   мояшость слѣдить, чтобы онъ бере;гно обходился съ ними, не мучилъ ихъ.
   Такимъ образомъ вы въ одно и тоже время дадите ребенку матеріалъ для
   наблюденій и для его дѣятельности и внесете въ его жизнь живой и человѣ­
   ческій интересъ. Близкое общеніе съ окружающимъ ыіромъ и активное про­
   явленіе симпатіи къ людямъ лучше чѣмъ что нибудь научатъ ребенка впо­
   слѣдствіи управлять своими дурными склонностями. У человѣка съ сильными
   чувствами и при правильномъ воспитаніи останется страстный темперамента,
   144   145   146   147   148   149   150   151   152   153   154