Page 146 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 146
— 130 —
вазкное значеніе: тутъто воспитатели и должны окружить его условіяии не
благопріятными для развитія унаслѣдованныхъ предрасположеній, гибельныхъ
для нравственности или здоровья.
Въ половинѣ 70хъ гг. нашего столѣтія, когда у насъ появилось такъ
много трудовъ оригинальныхъ и переводныхъ о законахъ наслѣдственности,
вліянію наслѣдственности отвели слишкомъ широкія рамки. Но за послѣднія
20ть лѣтъ произведено было въ этомъ отношеніи громадное количество опы
товъ и наблюденій, которые краснорѣчиво свидѣтельствуютъ, что наука совсѣмъ
еще не установила, слѣдуетъ ли типичныя, индивидуальныя свойства, а также
и многія проявленія характера человѣка считать за пріобрѣтеніе по наслѣд
ству отъ родичей, или на нихъ слѣдуетъ смотрѣть, какъ на пріобрѣтеніе,
полученное подъ вліяніемъ воспитанія и условій среды. Точно также еще не
давно доказывали, что случайно пріобрѣтенныя аномаліи тоже переходятъ къ
потомству наслѣдственнымъ путемъ, въ подтвержденіе чего приводили примѣры
въ родѣ слѣдующихъ: человѣкъ поранилъ или вывихнулъ на ногѣ или рукѣ
палецъ, который и остался искривленнымъ. Нѣкоторыя изъ дѣтей, родившихся
у такого субъекта послѣ означеннаго происшествія, имѣли искривленный па
лецъ. У одного, вслѣдствіе нелѣпаго леченія нарыва на ногѣ, явился большой
наростъ, который въ послѣдствіи унаслѣдовали нѣкоторыя изъ его дѣтей. Въ
подтвержденіе того же приводили подобные примѣры относительно собакъ,
кошекъ и другихъ четвероногихъ. Но теперь многіе ученые начинаютъ отвер
гать возможность наслѣдственной передачи различныхъ случайныхъ поврежденій,
а также возможность передачи многихъ умственныхъ свойствъ и способностей.
Все громче раздаются голоса, что способности, усвоенныя въ индивидуальной
жизни лица, а также случайныя поврежденія не могутъ быть переданы по на
слѣдству. Какъ доказательство невозможности такой передачи, между прочимъ
приводятъ слѣдующіе, дѣйствительно убѣдительные факты: уже нѣсколько тысяче
лѣтій евреи совершаютъ обрядъ обрѣзанія, но удаляемая часть не исчезаетъ, а
передается потомкамъ въ первоначальномъ видѣ. Точно также уже нѣсколько
тысячелѣтій у китайскихъ женщинъ, послѣ ихъ рожденія, стопу ноги обтя
гиваютъ снурками, чтобы она была меньше и имѣла особую форму. Этотъ
обычай въ высшей степени затрудняетъ походку китаянки и не даетъ ей
возможности бѣгать, а слѣдовательно и правильно развиваться, но въ концѣ
концовъ онъ достигаетъ своихъ результатовъ, т. е. дѣлаетъ форму ноги урод
ливою. Не смотря однако на то, что этого обычая придерживаются испоконъ
вѣка, у новорожденныхъ китаянокъ стопа оказывается нормальной формы.
Нѣкоторые народы стараются измѣнить форму дѣтской головы посредствомъ
различныхъ бинтовъ, но эти механическія измѣненія формы головы не пере
даются потомкамъ. Тоже и относительно четвероногихъ животныхъ, надъ
которыми съ этою цѣлью произведено было множество опытовъ: у бѣлыхъ
мышей отрубали хвосты, сажали всѣхъ съ обрѣзанными хвостами въ особыя
клѣтки и онѣ имѣли потомство въ пяти поколѣніяхъ съ нормальными хвостами.
Основные законы наслѣдственности непреложны и вполнѣ доказаны, но нри
знаютъ ли за ними большее или меньшее значеніе, въ томъ и другомъ случаѣ
воспитаніе будетъ всегда имѣть могущественное вліяніе на всю жизнь чело
вѣка. Впрочемъ, съужевіе значенія наслѣдственности оказываетъ нѣкоторую
пользу въ одномъ отношеніи,—оно постепенно производить реакцію во взгля
дахъ на воспитаніе: въ эпоху, когда появилось наибольшее количество попу
лярныхъ трудовъ о законахъ наслѣдственности, многіе сь легкимъ сердцемъ,
якобы найдя въ наукѣ санкцію для своей инертности и лѣни, забросили
теоретическую подготовку въ педагогіи и на воспитаніе дѣтей стали смотрѣть