Page 146 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 146

— 130 —

   вазкное значеніе: тутъ­то воспитатели и должны окружить его условіяии не­
   благопріятными для развитія унаслѣдованныхъ предрасположеній, гибельныхъ
   для нравственности или здоровья.
        Въ половинѣ 70­хъ гг. нашего столѣтія, когда у насъ появилось такъ
   много трудовъ оригинальныхъ и переводныхъ о законахъ наслѣдственности,
   вліянію наслѣдственности отвели слишкомъ широкія рамки. Но за послѣднія
   20­ть лѣтъ произведено было въ этомъ отношеніи громадное количество опы­
   товъ и наблюденій, которые краснорѣчиво свидѣтельствуютъ, что наука совсѣмъ
   еще не установила, слѣдуетъ ли типичныя, индивидуальныя свойства, а также
   и многія проявленія характера человѣка считать за пріобрѣтеніе по наслѣд­
   ству отъ родичей, или на нихъ слѣдуетъ смотрѣть, какъ на пріобрѣтеніе,
   полученное подъ вліяніемъ воспитанія и условій среды. Точно также еще не­
   давно доказывали, что случайно пріобрѣтенныя аномаліи тоже переходятъ къ
   потомству наслѣдственнымъ путемъ, въ подтвержденіе чего приводили примѣры
   въ родѣ слѣдующихъ: человѣкъ поранилъ или вывихнулъ на ногѣ или рукѣ
   палецъ, который и остался искривленнымъ. Нѣкоторыя изъ дѣтей, родившихся
   у такого субъекта послѣ означеннаго происшествія, имѣли искривленный па­
   лецъ. У одного, вслѣдствіе нелѣпаго леченія нарыва на ногѣ, явился большой
   наростъ, который въ послѣдствіи унаслѣдовали нѣкоторыя изъ его дѣтей. Въ
   подтвержденіе того же приводили подобные примѣры относительно собакъ,
   кошекъ и другихъ четвероногихъ. Но теперь многіе ученые начинаютъ отвер­
   гать возможность наслѣдственной передачи различныхъ случайныхъ поврежденій,
   а также возможность передачи многихъ умственныхъ свойствъ и способностей.
   Все громче раздаются голоса, что способности, усвоенныя въ индивидуальной
   жизни лица, а также случайныя поврежденія не могутъ быть переданы по на­
   слѣдству. Какъ доказательство невозможности такой передачи, между прочимъ
   приводятъ слѣдующіе, дѣйствительно убѣдительные факты: уже нѣсколько тысяче­
   лѣтій евреи совершаютъ обрядъ обрѣзанія, но удаляемая часть не исчезаетъ, а
   передается потомкамъ въ первоначальномъ видѣ. Точно также уже нѣсколько
   тысячелѣтій у китайскихъ женщинъ, послѣ ихъ рожденія, стопу ноги обтя­
   гиваютъ снурками, чтобы она была меньше и имѣла особую форму. Этотъ
   обычай въ высшей степени затрудняетъ походку китаянки и не даетъ ей
   возможности бѣгать, а слѣдовательно и правильно развиваться, но въ концѣ
   концовъ онъ достигаетъ своихъ результатовъ, т. е. дѣлаетъ форму ноги урод­
   ливою. Не смотря однако на то, что этого обычая придерживаются испоконъ
   вѣка, у новорожденныхъ китаянокъ стопа оказывается нормальной формы.
   Нѣкоторые народы стараются измѣнить форму дѣтской головы посредствомъ
   различныхъ бинтовъ, но эти механическія измѣненія формы головы не пере­
   даются потомкамъ. Тоже и относительно четвероногихъ животныхъ, надъ
   которыми съ этою цѣлью произведено было множество опытовъ: у бѣлыхъ
   мышей отрубали хвосты, сажали всѣхъ съ обрѣзанными хвостами въ особыя
   клѣтки и онѣ имѣли потомство въ пяти поколѣніяхъ съ нормальными хвостами.
   Основные законы наслѣдственности непреложны и вполнѣ доказаны, но нри­
   знаютъ ли за ними большее или меньшее значеніе, въ томъ и другомъ случаѣ
   воспитаніе будетъ всегда имѣть могущественное вліяніе на всю жизнь чело­
   вѣка. Впрочемъ, съужевіе значенія наслѣдственности оказываетъ нѣкоторую
   пользу въ одномъ отношеніи,—оно постепенно производить реакцію во взгля­
   дахъ на воспитаніе: въ эпоху, когда появилось наибольшее количество попу­
   лярныхъ трудовъ о законахъ наслѣдственности, многіе сь легкимъ сердцемъ,
   яко­бы найдя въ наукѣ санкцію для своей инертности и лѣни, забросили
   теоретическую подготовку въ педагогіи и на воспитаніе дѣтей стали смотрѣть
   141   142   143   144   145   146   147   148   149   150   151