Page 141 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 141

— 125 —

   ступно его возрасту и въ той формѣ, какая требуется въ его годы. Теперь
   же въ нѣкоторыхъ семьяхъ отъ дѣтей скрываютъ всѣ еесчастія, даже лично
   ихъ касаюідіяся, и которыя въ извѣстныхъ случаяхъ могли бы имѣть на
   дѣтей немаловажное воспитательное значеніе.
        У восьмилѣтняго ребенка, лишившагося матери такъ рано, что онъ не '
   могъ ее помнить, умеръ отецъ, къ которому онъ былъ страстно привязанъ.
   Родные скрывали отъ него смерть отца и подъ предлогомъ, что послѣдвій
   заболѣлъ и уѣхалъ лечиться за границу, держали мальчика въ неизвѣстности
   на этотъ счетъ болѣе четырехъ лѣтъ. Когда ему открыли истину, она дей­
   ствительно не только не потрясла его нервы, но не сдѣлала на него ни ма­
   лѣйшаго впечатлѣнія, такъ какъ онъ за это время сдѣлался совершенно
   чуждъ отцу. Между тѣмъ какъ это несчастіе, вовремя узнанное ребенкомъ,
   заставило бы его, конечно, сильно горевать, можетъ быть на      время и раз­
   строило бы его нервы, но навсегда оставило бы хорошую память объ отцѣ,
   и это чувство всю жизнь согрѣвало бы его въ тяжелыя минуты, дѣлало бы
   его добрѣе, сострадательнѣе къ другимъ. Но о развитіи подобныхъ чувствъ
   въ дѣтяхъ теперь вообще мало думаютъ; на первомъ планѣ стоитъ физи­
   ческое благосостояніе ребенка, хотя бы оно шло въ ущербъ здравому смыслу
   и нравственности.
        Что же побудило современныхъ воспитателей забросить изученіе педа­
   гогики? Въ отвѣтъ на это одни ссылаются на то, что и при изученіи ея въ
   60­хъ гг. выходили на нрактикѣ не менѣе печальные результаты, чѣмъ
   прежде, когда ничему не учились, другіе указываютъ на силу наслѣдствен­
   ности, при которой, якобы, какъ ни воспитывай человѣка, онъ выйдетъ . та­
   кимъ, какимъ создала его природа. Можно­ли придти къ такому выводу от­
   носительно 60­хъ гг., мы уже достаточно говорили, что же касается втораго
   возраженія,—мы раземотримъ его въ слѣдуюіцен главѣ.































                                                                           ^сеніи
                                                              г ­,.»..ѵЛ не мало
                                                        „нтами: отецъ знамени­
   136   137   138   139   140   141   142   143   144   145   146