Page 141 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 141
— 125 —
ступно его возрасту и въ той формѣ, какая требуется въ его годы. Теперь
же въ нѣкоторыхъ семьяхъ отъ дѣтей скрываютъ всѣ еесчастія, даже лично
ихъ касаюідіяся, и которыя въ извѣстныхъ случаяхъ могли бы имѣть на
дѣтей немаловажное воспитательное значеніе.
У восьмилѣтняго ребенка, лишившагося матери такъ рано, что онъ не '
могъ ее помнить, умеръ отецъ, къ которому онъ былъ страстно привязанъ.
Родные скрывали отъ него смерть отца и подъ предлогомъ, что послѣдвій
заболѣлъ и уѣхалъ лечиться за границу, держали мальчика въ неизвѣстности
на этотъ счетъ болѣе четырехъ лѣтъ. Когда ему открыли истину, она дей
ствительно не только не потрясла его нервы, но не сдѣлала на него ни ма
лѣйшаго впечатлѣнія, такъ какъ онъ за это время сдѣлался совершенно
чуждъ отцу. Между тѣмъ какъ это несчастіе, вовремя узнанное ребенкомъ,
заставило бы его, конечно, сильно горевать, можетъ быть на время и раз
строило бы его нервы, но навсегда оставило бы хорошую память объ отцѣ,
и это чувство всю жизнь согрѣвало бы его въ тяжелыя минуты, дѣлало бы
его добрѣе, сострадательнѣе къ другимъ. Но о развитіи подобныхъ чувствъ
въ дѣтяхъ теперь вообще мало думаютъ; на первомъ планѣ стоитъ физи
ческое благосостояніе ребенка, хотя бы оно шло въ ущербъ здравому смыслу
и нравственности.
Что же побудило современныхъ воспитателей забросить изученіе педа
гогики? Въ отвѣтъ на это одни ссылаются на то, что и при изученіи ея въ
60хъ гг. выходили на нрактикѣ не менѣе печальные результаты, чѣмъ
прежде, когда ничему не учились, другіе указываютъ на силу наслѣдствен
ности, при которой, якобы, какъ ни воспитывай человѣка, онъ выйдетъ . та
кимъ, какимъ создала его природа. Можноли придти къ такому выводу от
носительно 60хъ гг., мы уже достаточно говорили, что же касается втораго
возраженія,—мы раземотримъ его въ слѣдуюіцен главѣ.
^сеніи
г ,.»..ѵЛ не мало
„нтами: отецъ знамени