Page 145 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 145
— 129 —
самымъ разнообразнымъ болѣзнямъ вполнѣ доказаны,—воспитаніе и имѣетъ
громадное значеніе. Ученые, наиболѣе потрудившіеся для установленія закона
наслѣдственности, самымъ энергическимъ образомъ протестуютъ противъ
мысли, что наслѣдственность исключаетъ воспитаніе. Напротнвъ, они доказы
ваютъ, что, въ виду наслѣдственности, воспитаніе должно быть особенно
тщательно обдумано, такъ какъ оно самое могучее, самое дѣйствительное
средство для того, чтобы не дать развиться вреднымъ наслѣдственнымъ склон
ностямъ ребенка или, но крайней мѣрѣ, ослабить ихъ силу.
Къ тому же нуяшо помнить, что далеко не всегда путемъ наслѣдствен
ности передаются потомкамъ всѣ типичный свойства ихъ родичей; очень
часто они вовсе не передаются даже и въ томъ случаѣ, если эти особен
ности встрѣчаются у обоихъ родителей. Глухонѣмой, женясь на глухонѣмой,
можетъ имѣть дѣтей, которыя будутъ слышать и говорить. Очень часто дѣти,
богато одаренныя умственными, музыкальными, артистическими или другими
талантами, имѣли родителями и предками людей среднихъ способностей,
ничѣмъ не выделявшихся изъ общаго уровня, и наоборотъ. Далеко не всегда
лотомки наслѣдуютъ и физическія особенности своихъ предковъ: отцы и
матери съ хорошимъ сложеніемъ, въ семьяхъ которыхъ никогда не было
горбатыхъ, хромыхъ, однорукихъ, производили нерѣдко на свѣтъ дѣтей урод
ливыхъ или съ различными аномаліями. Случается, что у родителей малень
каго роста рождаются великорослыя дѣти и наоборотъ. Одинъ прекрасно
сложенный мужчина имѣлъ отъ здоровой жены восьмерыхъ дѣтей, изъ кото
рыхъ четверо были карликами. То же слѣдуетъ замѣтить и о морадьныхъ
свойствахъ.
Не слѣдуетъ упускать изъ виду и того обстоятельства, что мать и отецъ
одарены различными физическими и моральными достоинствами и недостат
ками, и потому въ результатѣ наслѣдственной передачи очень часто полу
чается нѣчто среднее между обоими родителями, а нерѣдко и нѣчто совер
шенно особое, оригинальное.
Люди, поверхностно ознакомившіеся съ законами наслѣдственности и
отрицавшіе значеніе воспитанія, къ сожалінію, забываютъ самое главное, а
именно, что человѣкъ, при своемъ рожденіи, не представляете изъ себя ничего
законченна™, а является на свѣтъ Божій существомъ, у котораго не соста
вилось нивакихъ понятій; слѣдовательно, даже и въ томъ случаѣ, когда емзг
передаются тѣ или другія умственныя и нравственныя склонности, онѣ пере
ходятъ къ нему въ зачаточномъ состояиіи и достигаютъ полнаго своего раз
витія лишь при благопріятныхъ для того условіяхъ. Такимъ образомъ ново
рожденный можетъ унаслѣдовать не вполнѣ развитыя особенности, точнѣе
даже будетъ выразиться, ему передается лишь предрасположеніе къ нимъ.
При этомъ нѣкоторые зародыши достигаютъ своего пышнаго разцвѣта, дру
гіе развиваются весьма слабо, иные лишь сохраняютъ способность къ развитію
и проявляютъ жизнь при особенно благопріятныхъ условіяхъ, многіе посте
пенно глохнутъ, а многіе и совершенно погибаютъ. Сила роста и развитіе
такого зародыша всецѣло зависитъ отъ воспитанія и среды, въ которой
живетъ и воспитывается ребевокъ.
Мало того: не всякое наслѣдственное предрасположеніе достигаетъ раз
витія у прямого наслѣдника; оно можетъ остаться у него скрытымъ, пере
дается дальнѣйшимъ потомкамъ и вполнѣ развивается лишь у внука или
правнука.
Для ребенка, обремененнаго наслѣдственностью ненормальныхъ физиче
скихъ и психическихъ особенностей своихъ родичей, воспитаніе имѣетъ особенно
9999