Page 145 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 145

— 129 —

   самымъ разнообразнымъ болѣзнямъ вполнѣ доказаны,—воспитаніе и имѣетъ
    громадное значеніе. Ученые, наиболѣе потрудившіеся для установленія закона
   наслѣдственности,   самымъ   энергическимъ   образомъ протестуютъ противъ
   мысли, что наслѣдственность исключаетъ воспитаніе. Напротнвъ, они доказы­
   ваютъ, что, въ виду наслѣдственности, воспитаніе должно быть особенно
   тщательно обдумано, такъ какъ оно самое могучее, самое дѣйствительное
   средство для того, чтобы не дать развиться вреднымъ наслѣдственнымъ склон­
    ностямъ ребенка или, но крайней мѣрѣ, ослабить ихъ силу.
        Къ тому же нуяшо помнить, что далеко не всегда путемъ наслѣдствен­
   ности передаются потомкамъ всѣ типичный свойства ихъ родичей; очень
   часто они вовсе не передаются даже и въ томъ случаѣ, если эти особен­
   ности встрѣчаются у обоихъ родителей. Глухонѣмой, женясь на глухонѣмой,
   можетъ имѣть дѣтей, которыя будутъ слышать и говорить. Очень часто дѣти,
   богато одаренныя умственными, музыкальными, артистическими или другими
   талантами, имѣли родителями и предками людей среднихъ способностей,
   ничѣмъ не выделявшихся изъ общаго уровня, и наоборотъ. Далеко не всегда
   лотомки наслѣдуютъ и физическія особенности своихъ предковъ: отцы и
   матери съ хорошимъ сложеніемъ, въ семьяхъ которыхъ никогда не было
   горбатыхъ, хромыхъ, однорукихъ, производили нерѣдко на свѣтъ дѣтей урод­
   ливыхъ или съ различными аномаліями. Случается, что у родителей малень­
   каго роста рождаются великорослыя дѣти и наоборотъ. Одинъ прекрасно
   сложенный мужчина имѣлъ отъ здоровой жены восьмерыхъ дѣтей, изъ кото­
   рыхъ четверо были карликами. То же слѣдуетъ замѣтить и о морадьныхъ
   свойствахъ.
        Не слѣдуетъ упускать изъ виду и того обстоятельства, что мать и отецъ
   одарены различными физическими и моральными достоинствами и недостат­
   ками, и потому въ результатѣ наслѣдственной передачи очень часто полу­
   чается нѣчто среднее между обоими родителями, а нерѣдко и нѣчто совер­
   шенно особое, оригинальное.
        Люди, поверхностно ознакомившіеся съ законами наслѣдственности и
   отрицавшіе значеніе воспитанія, къ сожалінію, забываютъ самое главное, а
   именно, что человѣкъ, при своемъ рожденіи, не представляете изъ себя ничего
   законченна™, а является на свѣтъ Божій существомъ, у котораго не соста­
   вилось нивакихъ понятій; слѣдовательно, даже и въ томъ случаѣ, когда емзг
   передаются тѣ или другія умственныя и нравственныя склонности, онѣ пере­
   ходятъ къ нему въ зачаточномъ состояиіи и достигаютъ полнаго своего раз­
   витія лишь при благопріятныхъ для того условіяхъ. Такимъ образомъ ново­
   рожденный можетъ унаслѣдовать не вполнѣ развитыя особенности, точнѣе
   даже будетъ выразиться, ему передается лишь предрасположеніе къ нимъ.
   При этомъ нѣкоторые зародыши достигаютъ своего пышнаго разцвѣта, дру­
   гіе развиваются весьма слабо, иные лишь сохраняютъ способность къ развитію
   и проявляютъ жизнь при особенно благопріятныхъ условіяхъ, многіе посте­
   пенно глохнутъ, а многіе и совершенно погибаютъ. Сила роста и развитіе
   такого  зародыша всецѣло зависитъ отъ воспитанія и среды, въ которой
   живетъ и воспитывается ребевокъ.
        Мало того: не всякое наслѣдственное предрасположеніе достигаетъ раз­
   витія у прямого наслѣдника; оно можетъ остаться у него скрытымъ, пере­
   дается дальнѣйшимъ потомкамъ и вполнѣ развивается лишь у внука или
   правнука.
        Для ребенка, обремененнаго наслѣдственностью ненормальныхъ физиче­
   скихъ и психическихъ особенностей своихъ родичей, воспитаніе имѣетъ особенно
                                                                           9999
   140   141   142   143   144   145   146   147   148   149   150