Page 150 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 150
— 134 —
можетъ быть полученный въ наслѣдство отъ его родичей, но его гнѣвъ, злость,
вспыльчивость будутъ проявляться лишь тамъ, гдѣ онъ будетъ встрѣчать не
правду, продажность, вѣроломство, подлость; страстный и увлекающійся, онъ
будетъ отдаваться всею душою искорененію въ обществѣ этихъ пороковъ.
Въ нашъ практически! вѣкъ, когда нажива и карьера играютъ въ жизни
такую выдающуюся роль, воспитаніе постоянно должно имѣть въ виду раз
витее въ ребенкѣ нравственныхъ инстинктовъ, подъ которыми мы подразумѣ
ваемъ всю сферу альтруистическихъ, интеллектуальныхъ и эстетическихъ им
пульсовъ, которымъ приходится вести тяжелую борьбу съ эгоистическими,
узкопрактическими вожделѣніями современнаго общества. Нравственность—
главный рычагъ истинно полезнаго для человѣчества прогресса и об
новленія общества, деморализованнаго и деморализующагося вслѣДствіе мер
кантильпыхъ разсчетовъ, тяжелой борьбы за существованіе, обострившихся
соціальныхъ условій и вѣчной погони за внѣшнимъ успѣхомъ, блескомъ,
за роскошью и властью. Вотъ потомуто воспитаніе и должно поставить
на первый планъ развитіе нравственныхъ инстинктовъ, тѣмъ болѣе, что
ихъ отсутствіе все чаще констатируютъ писатели общественныхъ нравовъ,
педагоги, врачи и психіатры. Между тѣмъ отсутствіе альтруистическихъ
склонностей въ дѣтствѣ ведетъ людей впослѣдствіи къ нравственному идіо
тизму, психопатіи и преступленіямъ.
Не менѣе важное значеніе въ воспитаніи имѣютъ упражненія разнаго
рода. Какъ органы внѣшнихъ чувствъ, эти ворота и важнѣйшіе проводники
умственнаго и нравственнаго развитія человѣка, такъ и всѣ его физическія
силы и способности совершенствуются только упражненіемъ. Организація че
ловѣка, какъ духовная, такъ и физическая, его органы и способности сла
бѣютъ, разрушаются и атрофируются при покоѣ, при недостаткѣ упражне
ній,—это такой же неопровержимый законъ, какъ и законънаслѣдственности.
Изъ этого ясно, что человѣкъ становится крѣпче, сильнѣе, здоровѣе, обла
даетъ болѣе совершенными органами внѣшнихъ и внутреннихъ чувствъ, ста
новится нравственнѣе и умнѣе, если воспитатели ставятъ ребенка съ ранняго
его дѣтства въ условія, при которыхъ всѣ его органы, всѣ его духовныя и
физическія способности могутъ упражняться: ребенокъ будетъ добръ и мило
сердъ, если онъ съ ранняго дѣтства упражнялъ свою доброту, дѣлился всѣмъ,
что имѣетъ, безъ вознагражденія, заботился о покоѣ окружающихъ не пас
сивно, а активно, принося въ жертву этому покою личные интересы, соб
ственныя удовольствія. При самыхъ благопріятныхъ наслѣдствевныхъ склон
ностяхъ и задаткахъ къ милосердію и любви къ ближнему, человѣкъ будетъ
эгоистомъ, если въ дѣтствѣ онъ не имѣлъ возможности упражнять свои аль
труистическія склонности. Если богато одареннаго ребенка не поставятъ въ
благопріятныя условія для развитія его наблюдательности надъ явленіями
природы и жизни, — онъ будетъ въ концѣ концовъ или вовсе не наблюдате
ленъ или въ немъ разовьется лишь внѣшняя наблюдательность; точно также
и у юноши, не привыкшаго и не практикующегося въ сферѣ отвлеченнаго
мышленія, совершенно атрофируется эта способность.
Кромѣ упражненія органовъ и всѣхъ моральныхъ и физическихъ силъ,
огромное значеніе имѣетъ среда, т. е. люди, которые окружаютъ ребенка,
почва, климатъ, свѣтъ, тепло и пища. Значеніе среды для человѣка важно
всегда, но особенно въ тотъ періодъ его жизни, который можно назвать подра
жательнымъ по преимуществу, во время котораго ребенокъ, подражая стар
шимъ, усвоиваетъ родную рѣчь, множество привычекъ, имѣющихъ неотразимое
вліяніе на всю жизнь.