Page 150 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 150

— 134 —

   можетъ быть полученный въ наслѣдство отъ его родичей, но его гнѣвъ, злость,
   вспыльчивость будутъ проявляться лишь тамъ, гдѣ онъ будетъ встрѣчать не­
   правду, продажность, вѣроломство, подлость; страстный и увлекающійся, онъ
   будетъ отдаваться всею душою искорененію въ обществѣ этихъ пороковъ.
        Въ нашъ практически! вѣкъ, когда нажива и карьера играютъ въ жизни
   такую выдающуюся роль, воспитаніе постоянно должно имѣть въ виду раз­
   витее въ ребенкѣ нравственныхъ инстинктовъ, подъ которыми мы подразумѣ­
   ваемъ всю сферу альтруистическихъ, интеллектуальныхъ и эстетическихъ им­
   пульсовъ, которымъ приходится вести тяжелую борьбу съ эгоистическими,
   узко­практическими вожделѣніями современнаго общества. Нравственность—
   главный   рычагъ истинно полезнаго для человѣчества         прогресса и об­
   новленія общества, деморализованнаго и деморализующагося вслѣДствіе мер­
   кантильпыхъ разсчетовъ, тяжелой борьбы за существованіе, обострившихся
   соціальныхъ условій и вѣчной погони за внѣшнимъ успѣхомъ,           блескомъ,
   за роскошью и властью.     Вотъ потому­то воспитаніе и должно поставить
   на первый планъ развитіе      нравственныхъ инстинктовъ, тѣмъ болѣе, что
   ихъ отсутствіе все чаще констатируютъ писатели общественныхъ нравовъ,
   педагоги, врачи и психіатры. Между тѣмъ отсутствіе альтруистическихъ
   склонностей въ дѣтствѣ ведетъ людей впослѣдствіи къ нравственному идіо­
   тизму, психопатіи и преступленіямъ.
        Не менѣе важное значеніе въ воспитаніи имѣютъ упражненія разнаго
   рода. Какъ органы внѣшнихъ чувствъ, эти ворота и важнѣйшіе проводники
   умственнаго и нравственнаго развитія человѣка, такъ и всѣ его физическія
   силы и способности совершенствуются только упражненіемъ. Организація че­
   ловѣка, какъ духовная, такъ и физическая, его органы и способности сла­
   бѣютъ, разрушаются и атрофируются при покоѣ, при недостаткѣ упражне
   ній,—это такой же неопровержимый законъ, какъ и законънаслѣдственности.
   Изъ этого ясно, что человѣкъ становится крѣпче, сильнѣе, здоровѣе, обла­
   даетъ болѣе совершенными органами внѣшнихъ и внутреннихъ чувствъ, ста­
   новится нравственнѣе и умнѣе, если воспитатели ставятъ ребенка съ ранняго
   его дѣтства въ условія, при которыхъ всѣ его органы, всѣ его духовныя и
   физическія способности могутъ упражняться: ребенокъ будетъ добръ и мило­
   сердъ, если онъ съ ранняго дѣтства упражнялъ свою доброту, дѣлился всѣмъ,
   что имѣетъ, безъ вознагражденія, заботился о покоѣ окружающихъ не пас­
   сивно, а активно, принося въ жертву этому покою личные интересы, соб­
   ственныя удовольствія. При самыхъ благопріятныхъ наслѣдствевныхъ склон­
   ностяхъ и задаткахъ къ милосердію и любви къ ближнему, человѣкъ будетъ
   эгоистомъ, если въ дѣтствѣ онъ не имѣлъ возможности упражнять свои аль­
   труистическія склонности. Если богато одареннаго ребенка не поставятъ въ
   благопріятныя условія для развитія его наблюдательности надъ явленіями
   природы и жизни, — онъ будетъ въ концѣ концовъ или вовсе не наблюдате­
   ленъ или въ немъ разовьется лишь внѣшняя наблюдательность; точно также
   и у юноши, не привыкшаго и не практикующегося въ сферѣ отвлеченнаго
   мышленія, совершенно атрофируется эта способность.
        Кромѣ упражненія органовъ и всѣхъ моральныхъ и физическихъ силъ,
   огромное значеніе имѣетъ среда, т. е. люди, которые окружаютъ ребенка,
   почва, климатъ, свѣтъ, тепло и пища. Значеніе среды для человѣка важно
   всегда, но особенно въ тотъ періодъ его жизни, который можно назвать подра­
   жательнымъ по преимуществу, во время котораго ребенокъ, подражая стар­
   шимъ, усвоиваетъ родную рѣчь, множество привычекъ, имѣющихъ неотразимое
   вліяніе на всю жизнь.
   145   146   147   148   149   150   151   152   153   154   155