Page 155 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 155

— 139 —

   столѣтій, когда начались завоеванія, когда съ укорененіемъ рабства, разспро­
   странились роскошь и праздность, мы уже встрѣчаемъ не уваженіе къ труду
   вообще, а презрѣніе къ нему.
        Чѣмъ чаще повторяются извѣстныя дѣйствія, чувства и представленія,
   тѣмъ глубл;е проникаютъ они въ плоть и кровь человѣка, овладѣваютъ его
   нервами, умомъ, однимъ словомъ всѣмъ его существомъ. Нѣкоторыя привычки
   до того внѣдряются въ характеръ человѣка, что берутъ перевѣсъ надъ созна­
   ніемъ и волею. Существуетъ не мало примѣровъ, что музыканты въ оркестрѣ
   отъ усталости теряютъ сознаніе, однако продолжаютъ играть еъ тактъ, хотя
   бы не слышали и не видѣли тѣхъ, кто ими дирижируетъ. Многія привычки,
   какъ хорошія, такъ и дурныя, пріобрѣтенныя съ дѣтства или въ молодости,
   становятся потребностью организма. Не даромъ же существуетъ поговорка:
   „привычка—вторая натура". Чѣмъ болѣе человѣкъ живетъ подъ вліяніемъ
   той или другой привычки, тѣмъ болѣе подчиняется ей, тѣмъ сильнѣе пора­
   бощаетъ она его, и наоборотъ: чѣмъ меньше мы сжились съ привычкою и
   чѣмъ моложе нашъ организмъ, тѣмъ легче она искореняется. Вотъ, что по
   этому поводу говоритъ Ламброзо („Геній ипомѣгаательство 1'): „Исторія даетъ
   немало примѣровъ того, какъ люди эксцеатрическіе, склонные ко всевоз­
   можнымъ излишестваыъ, выходили потомъ на прямую дорогу, единственно
   благодаря энергической борьбѣ съ своими страстями и настойчивости въ до­
   стиженіи этой цѣли. Но подобное самовоспитаніе представляетъ все­таки
   слишкомъ большія трудности, особенно въ зрѣломъ возрастѣ. Гораздо легче
   могутъ достигнута хорошихъ результатовъ родители и воспитатели молодаго
   поколѣнія".
        Борьба съ дурными привычками въ зрѣломъ возрастѣ въ высшей сте­
   пени тяжела, требуетъ значительной силы воли и мужества и даже при этихъ
   качествахъ не всегда удается отъ нихъ избавиться. Примѣры у всѣхъ передъ
   глазами: всѣмъ извѣстны врсдныя послѣдствія куренія табаку, пьянства, обжор­
   ства, хвастовства, недостатка усидчивости, терпѣнія. Всѣ эти недостатки
   прививаются путемъ привычекъ, которыя впослѣдствіи трудно искоренимы,
   такъ какъ онѣ сдѣлались уже органическою потребностью. Путемъ привычки
   въ раннемъ дѣтствѣ можно добиться акуратности, чистоплотности, трудолюбія,
   пріучить ребенка сдерживать аффекты, развить въ немъ въ большей или
   меньшей степени, если не веселое, то во всякомъ случаѣ бодрое расположеніе
   духа, привить склонность къ умѣренности въ пищѣ. Приспособляемость орга­
   низма къ перемѣнамъ температуры (до извѣстной степени, конечно), выносли­
   вость при ударахъ судьбы, лишеніяхъ и невзгодахъ, стремленіе къ честнымъ
   принципамъ, интересъ къ общественной жизни, терпѣніе, правдивость, отчасти
   даже состраданіе къ ближнему и альтруистическая склонности вообще,—все
   это въ большей или меньшей степени находится въ тѣсной зависимости отъ
   разумнаго направленія привычекъ въ раннемъ дѣтствѣ и отрочествѣ. Распо­
    ложеніе къ умственному труду, вниманіе, память, умѣнье вдумываться и
   углубляться, дѣятельность мысли, любознательность и наблюдательность,—все
   это зависитъ отъ того, насколько правильно было поставлено воспитаніе, на­
   сколько целесообразно было умственное развитіе дитяти, хороши или дурны
   были навыки, пріобрѣтенные въ дѣтствѣ, отрочествѣ и юношествѣ.
         Привычки могутъ быть благопріобрѣтенныя и наслѣдственныя. Цѣль
   разумнаго воспитанія—давать толчекъ, укрѣплять и развивать склонность къ
   честнымъ и полезнымъ привычкамъ, облагораживающимъ душу и возвышаю­
   щимъ умъ, и ослаблять наслѣдственныя привычки противоположнаго харак­
   тера. Подъ вліяніемъ разумнаго воспитанія, наслѣдственныя привычки, если
   150   151   152   153   154   155   156   157   158   159   160