Page 154 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 154

— 138 —

         Привычка перерождаетъ вкусы, способна даже заставить находить удо­
   вольствіе въ томъ, къ чему прежде человѣкъ чувствовалъ лишь физическое
   отвращеніе. Двѣнадцатилѣтней дѣвочкѣ прописываютъ пить рыбій жиръ, она
   принимаетъ его не только съ отвращеніемъ, но у нея послѣ нріема каждый
   разъ является рвота, если только рыбій жиръ давали ей не въ мятной водѣ.
   Наконецъ дѣвочка привыкаетъ къ пріему лекарства въ чистомъ видѣ, а черезъ
   годъ тяжело страдаетъ, когда ея лишаютъ его. Въ нѣсколькихъ дѣтскихъ
   больницахъ за­границею одно изъ обычныхъ наказаніи провинившихся паціен­
   товъ­дѣтей—лишеніе ихъ за тѣ или другіе проступки впродолженіи дня 'нріема
   тресковаго жира.
         А вотъ одинъ изъ многочисленныхъ примѣровъ привычки въ области
   моральной: мальчикъ, воспитанный въ многочисленной семьѣ, былъ пріученъ
   дѣлиться всѣмъ, что онъ получалъ, съ братьями, сестрами и прислугою.
   Поступивъ въ учебное заведеніе въ 13 лѣтъ, онъ ста.тъ оставлять часть полу­
   чаемыхъ гостинцевъ и новымъ товарищамъ. Но вѣкоторыхъ изъ нихъ такъ
   поразило это новое для нихъ явленіе, что они стали издѣваться надъ добрымъ
   отношеніемъ къ нимъ товарища. Мальчикъ былъ поставленъ въ необходимость
   самостоятельно отучать себя отъ сдѣланной привычки. Привычки бываютъ и
   въ сферѣ интеллектуальной: необходимость вынуждаетъ многихъ, занимаю­
   щихся умственнымъ трудомъ, такъ углубляться въ свою работу, такъ сосре­
   доточиваться надъ ней, что они не видятъ, что дѣлается вокругъ, не слы­
   шать самаго страшнаго крика, гама, шума и бѣготни.
        Наиболѣе выдающіеся мыслители и нсихіатры, высказывавшіеся по поводу
   привычки, придаютъ ей могущественное значеніе. Большинство крупнѣйшихъ
   добродѣтелей, благородныхъ поступковъ, наиболѣе симпатичный качества ума
   и сердца, а также антипатичное, эгоистическое и зловредное поведеніе чело­
   вѣка въ частной и общественной жизни, все приписываютъ они хорошимъ или
   дурнымъ привычкамъ, пріобрѣтеннымъ съ молоду.
        Развитіе хорошихъ привычекъ и надлежащіе направленіе ихъ—одна изъ
   самыхъ существеннѣйшихъ задачъ воспитанія. Такъ какъ привычки, пріобрѣ­
   тенныя въ дѣтствѣ и молодости, играютъ въ жизни человѣка, складѣ его
   характера и въ его развитіи первостепенную роль, то и воспитаніе, имѣющее
   силу и возможность направлять, ослаблять, или усиливать ихъ, имѣетъ гро­
   мадное значеніе.
        И такъ мы видѣли, что привычки бываютъ въ области физической, мо­
   ральной и интеллектуальной. Совершается­ли въ началѣ извѣстное дѣйствіе
   сознательно или безсознательно, по инстинктивному влеченію или подъ влія­
   ніемъ посторонняго лица, но разъ одно и тоже дѣйствіе часто повторяется,
   въ конпѣ концовъ оно совершается обыкновенно безъ участія сознанія и воли,
   становится привычкой. Добрые и дурные навыки существуютъ и въ сферѣ
   чувствъ, и въ сферѣ нравовъ. Есть немало доказательствъ тому, что извѣстныя
   чувства и привычки воспитываются и культивируются различными національ­
   ностями, живутъ въ нравахъ народа вѣками, становятся его могучею страстью
   и переходятъ съ молокомъ матери отъ одного поколѣнія къ другому. Такимъ
   образомъ, напримѣръ, въ древнихъ римлянахъ развилась страсть къ благо­
   воніямъ и прянностямъ, на доставку которыхъ требовалось громадное коли­
   чество кораблей. Такъ же развилась въ Испаніи страсть къ бою быковъ и къ
   зрѣлищамъ этого рода. Національныя страсти иногда мѣняются,—вмѣстѣ съ
   этимъ являются и діаметрально противоположные взгляды и понятія. Такъ на­
   примѣръ въ извѣстный періодъ жизни древней Италіи земледѣльческій трудъ
   не только не презирался, а даже находился въ почетѣ. Черезъ нѣсколько
   149   150   151   152   153   154   155   156   157   158   159