Page 152 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 152

ГлаваГлаваГлаваГлава ѴШ.ѴШ.ѴШ.ѴШ. МогущественноеМогущественноеМогущественноеМогущественное значеніезначеніезначеніезначеніе лривычекъ.лривычекъ.лривычекъ.лривычекъ.


   дадачи воспитанія.—Органы чувствъ дитяти.—Ихъ значеніе для физическаго, нравственнаго и
   уметвеннаго развитія.—Вліяніе привычекъ въ развіітіи этпхъ органовъ. — Наелѣдственные и
   благопріобрѣтенные навыки при развитіи органовъ зрѣнія и слуха.—Насколько для ихъ усо­
   вершенствованія необходимы упражненія.—Вредные и полезные навыки въ воспитаніп органовъ
   чувствъ,—Практическія указанія для ихъ усовершенствованія.—Значеніе привычки въ области
   осязанія.—Задача воспитателя.—Практическія упражненія.—Опасность утрпровкипри развптін
   этого органа.—Вкусъ и обоняніѳ.—Какую опасную роль ыожетъ играть привычка при непра­
   вильном^ развитіи этихъ органовъ.—Роль привычки въ развптіи дара слова.—Процессъ раз­
   витія рѣчи ребенка.— Капризы и раздражительность, прививаемые въ раннемъ дѣтствѣ.—Ихъ
   причины, послѣдствія и обыденныя правила для избѣжанія ихъ.—Привычка къ аккуратно­
   сти и чистоплотности. — Важное значеніе трудолюбія. — Необходимость навыка къ физиче­
   скому труду.—Благотворное значеніе для дѣтей радости и веселья.—Какъ пріучать дѣтей къ
   послушание—Его значеніе для жизни ребенка и для его будущей дѣятельности.—Значеніе
   памяти въ еферѣ умственной и нравственной.—Вліяніе привычки на правильное развптіе памя­
   ти.—Какимъ образомъ слѣдуетъ ее усовершенствовать.—Значеніе вниманія,—Какую роль пграетъ
   привычка въ развитіи вниманія.—Вниманіе непроизвольное и произвольное.—Ог.шчіе и значеніе
   одной формы вниманія отъ другой.—Какимъ образомъ развиваются побужденія къ вниманію
   характера узкаго и эгопетичеекаго.—Какими средствами слѣдуетъ вызывать вниманіе и ка­
        кими этого не слѣдуетъ дѣлать.—Развитіе вниманія у дѣтей до школьнаго возраста.

        Какія бы дурныя склонности ни унаслѣдовадъ человѣкъ, воспитаніе
   имѣетъ огромное значеніе. Самое могущественное, самое неотразимое вліяніе
   воспитанія сказывается въ развитіи и направленіи нашихъ привычекъ, вліяю­
   щихъ на весь складъ характера­ человѣка, на его деятельность, здоровье,
   нравственность, на состояніе умственныхъ способностей, наконецъ даже на
   душевное настроеніе. Умѣнье ходить, сидѣть, говорить, читать, писать,;—все
   это мы пріобрѣтаемъ путемъ привычки. Ко всему мы привыкаемъ съ боль­
   шимъ трудомъ, все въ началѣ стоить намъ громадныхъ усилій воли и затѣмъ
   уже дѣлается на столько обычнымъ, что совершается нами безеознательно.
   Возьмемъ для примѣра умѣнье ходить: въ началѣ ребенокъ сильно боится
   упасть, всякое движеніе совершаетъ съ громадною затратою силъ; но мало­
   по­малу актъ этотъ дѣлается менѣе , обдуманнымъ, почти непроизвольными
   Такимъ образомъ каждый актъ, произведенный ребенкомъ одная;ды, а тѣмъ
   болѣе нѣсколько разъ, стремится      стать привычпымъ. Въ подражательный
   періодъ своей жизни, ребенокъ не только все старается перенять у старшихъ,
   но повторять и передавать ихъ дѣйствія въ совершенной точности. И это
   понятно: онъ еще не опытенъ, не сообразителенъ, умъ его не отличается и
   достаточною гибкостью для того, чтобы, перенимая то или другое отъ стар­
   шихъ, вносить въ этотъ актъ хотя небольшую дозу самостоятельности.         На
   эту неустановившуюся,     неустойчивою    натуру   особенно  сильное   вліяніе
   оказываютъ привычки, которыя постоянпо подчиняюсь себѣ ребенка и мало
   147   148   149   150   151   152   153   154   155   156   157