Page 152 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 152
ГлаваГлаваГлаваГлава ѴШ.ѴШ.ѴШ.ѴШ. МогущественноеМогущественноеМогущественноеМогущественное значеніезначеніезначеніезначеніе лривычекъ.лривычекъ.лривычекъ.лривычекъ.
дадачи воспитанія.—Органы чувствъ дитяти.—Ихъ значеніе для физическаго, нравственнаго и
уметвеннаго развитія.—Вліяніе привычекъ въ развіітіи этпхъ органовъ. — Наелѣдственные и
благопріобрѣтенные навыки при развитіи органовъ зрѣнія и слуха.—Насколько для ихъ усо
вершенствованія необходимы упражненія.—Вредные и полезные навыки въ воспитаніп органовъ
чувствъ,—Практическія указанія для ихъ усовершенствованія.—Значеніе привычки въ области
осязанія.—Задача воспитателя.—Практическія упражненія.—Опасность утрпровкипри развптін
этого органа.—Вкусъ и обоняніѳ.—Какую опасную роль ыожетъ играть привычка при непра
вильном^ развитіи этихъ органовъ.—Роль привычки въ развптіи дара слова.—Процессъ раз
витія рѣчи ребенка.— Капризы и раздражительность, прививаемые въ раннемъ дѣтствѣ.—Ихъ
причины, послѣдствія и обыденныя правила для избѣжанія ихъ.—Привычка къ аккуратно
сти и чистоплотности. — Важное значеніе трудолюбія. — Необходимость навыка къ физиче
скому труду.—Благотворное значеніе для дѣтей радости и веселья.—Какъ пріучать дѣтей къ
послушание—Его значеніе для жизни ребенка и для его будущей дѣятельности.—Значеніе
памяти въ еферѣ умственной и нравственной.—Вліяніе привычки на правильное развптіе памя
ти.—Какимъ образомъ слѣдуетъ ее усовершенствовать.—Значеніе вниманія,—Какую роль пграетъ
привычка въ развитіи вниманія.—Вниманіе непроизвольное и произвольное.—Ог.шчіе и значеніе
одной формы вниманія отъ другой.—Какимъ образомъ развиваются побужденія къ вниманію
характера узкаго и эгопетичеекаго.—Какими средствами слѣдуетъ вызывать вниманіе и ка
кими этого не слѣдуетъ дѣлать.—Развитіе вниманія у дѣтей до школьнаго возраста.
Какія бы дурныя склонности ни унаслѣдовадъ человѣкъ, воспитаніе
имѣетъ огромное значеніе. Самое могущественное, самое неотразимое вліяніе
воспитанія сказывается въ развитіи и направленіи нашихъ привычекъ, вліяю
щихъ на весь складъ характера человѣка, на его деятельность, здоровье,
нравственность, на состояніе умственныхъ способностей, наконецъ даже на
душевное настроеніе. Умѣнье ходить, сидѣть, говорить, читать, писать,;—все
это мы пріобрѣтаемъ путемъ привычки. Ко всему мы привыкаемъ съ боль
шимъ трудомъ, все въ началѣ стоить намъ громадныхъ усилій воли и затѣмъ
уже дѣлается на столько обычнымъ, что совершается нами безеознательно.
Возьмемъ для примѣра умѣнье ходить: въ началѣ ребенокъ сильно боится
упасть, всякое движеніе совершаетъ съ громадною затратою силъ; но мало
помалу актъ этотъ дѣлается менѣе , обдуманнымъ, почти непроизвольными
Такимъ образомъ каждый актъ, произведенный ребенкомъ одная;ды, а тѣмъ
болѣе нѣсколько разъ, стремится стать привычпымъ. Въ подражательный
періодъ своей жизни, ребенокъ не только все старается перенять у старшихъ,
но повторять и передавать ихъ дѣйствія въ совершенной точности. И это
понятно: онъ еще не опытенъ, не сообразителенъ, умъ его не отличается и
достаточною гибкостью для того, чтобы, перенимая то или другое отъ стар
шихъ, вносить въ этотъ актъ хотя небольшую дозу самостоятельности. На
эту неустановившуюся, неустойчивою натуру особенно сильное вліяніе
оказываютъ привычки, которыя постоянпо подчиняюсь себѣ ребенка и мало