Page 148 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 148

— 132 —

   лается ни великимъ музыкантомъ, ни художникемъ, ни артистомъ безъ усид­
   чиваго труда и продолжительныхъ унражненій своихъ способностей. Тѣмъ
   болѣе необходимъ трудъ для простыхъ смертныхъ, а къ трудолюбію .можетъ
   пріучить лишь воспитаніе. Что же касается геніевъ и выдающихся талантовъ,
   то воспитаніе можетъ имѣть громадное вліяніе на направленіе ихъ деятель­
   ности, что скажется въ томъ, что ихъ дѣятельность будетъ въ высшей сте­
   пени плодотворна для современниковъ и потомства. Не даромъ же Гюйо
   (Education et heredite) говоритъ, что воспитаніе „обладаетъ чарами, доста­
   точно сильными для того, чтобы усмирять юныхъ львовъ". Если человѣка
   среднихъ способностей поставить съ нѣжнаго возраста въ ненорм альныя усло­
   вія для физическаго и психическаго развитія, его можно сдѣлать идіотомъ.
   За примерами недалеко ходить: алчные родственники, чтобы поживиться на­
   слѣдствомъ, рѣшаются устранить своего конкурента на наслѣдство и саягаютъ
   его въ полутемную комнату, лишаютъ человѣческаго общества, хорошей пищи,
   правильнаго ухода, развитія, образованія. Открывъ мѣсто заточенія черезъ
   десятка полтора лѣтъ, несчастнаго находятъ обыкновенно неумѣющимъ гово­
   рить. Въ такомъ положеніи находился и Гаспаръ Гаузеръ, котораго нашли
   на большой дорогѣ, когда ему уже было за 20 лѣтъ: онъ не только не умѣлъ
   ни говорить, ни ходить, но не могъ даже управлять своими движеніями;
   понятно, что въ такомъ субъектѣ спали всѣ психическія способности. По­
   ставленный въ нормальныя условія, онъ быстро научился ходить, говорить,
  даже читать и, конечно, сдѣлалъ бы дальнѣйшіе успѣхи въ своемъ развитіи
   и образованіи, если бы загадочный убійпа не покончилъ съ его жизнью. Вотъ
   во что обращается человѣческое существо, можетъ быть, и съ самыми луч­
   шими наслѣдственными задатками, если его лишить воспитанія, благопріятной
   среды, развитія и образованія.
        Конечно, путемъ ненормальнаго воспитанія легче довести до пдіотства,
   чѣмъ путемъ правильнаго умственнаго и нравственнаго развитія вызвать въ
   идіотѣ способность мыслить и понимать; но и первое уже доказываетъ вели­
   кую силу и значеніе воспитанія. Къ тому же существуетъ немало примѣровъ
   и такого сорта: полуидіотовъ, полузобатыхъ и полукретиновъ въ Швейцаріи,
   нерѣдко совсѣмъ не умѣвшихъ говорить до 8, 9 лѣтъ и на всѣ вопросы
   отвѣчавшихъ не то мычаніемъ, не то рядомъ какихъ­то безтолковыхъ, без­
   связныхъ полусловъ, не то какими­то дикими звуками,—такихъ несчастныхъ
   отправляли въ особыя воспитательныя заведенія. Эти ненормальные люди не
   дѣлались тамъ вполнѣ нормальными, но ихъ развивали настолько, что они
   выучивались говорить, выражать свои чувства (которыя, разумѣется, всегда
   оставались весьма несложными), научались многимъ работамъ, порядку и, въ
   концѣ концовъ, себѣ и ближнимъ скорѣе приносили пользу, чѣмъ вредъ.
        Могущественная сила воспитанія проявляется въ особенности на слѣ­
   пыхъ и глухонѣмыхъ. Американка Лаура Бриджменъ, еще будучи двухлѣт­
   нимъ ребенкомъ, лишилась зрѣнія, слуха и обонянія. Одно только чувство
   осталось въ ней невредимымъ—чувство осязанія, и съ помощью его она на­
   училась читать, писать, считать, понимать довольно сложныя явленія. Не
   смотря на то, что осязаніе было единственнымъ проводникомъ впечатлѣній
   отъ внѣшняго міра, удалось настолько развить эту глухую и нѣмую дѣвушку,
   что она сама весьма интересно описала свое дѣтство и юность, дожила до
   60­ти лѣтъ и большую часть жизни чувствовала себя счастливой и довольной.
        Правда, попытки, какъ отдѣльныхъ педагоговъ, такъ и при совмѣстномъ
   ихъ усиліи въ спеціальныхъ учрежденіяхъ, развить умственно и нравственно
   людей, совершенно обиженныхъ судьбою, нерѣдко оказывались тщетными, но
   143   144   145   146   147   148   149   150   151   152   153