Page 147 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 147
— 131 —
спустя рукава. Въ самое послѣднее время въ этомъ отношеніи опять замѣ
чается небольшая перемѣна въ пользу воспитанія. Это тѣмъ болѣе пріятно,
что совсѣмъ еще недавно во многихъ семьяхъ приходилось встрѣчать не мало
весьма грустныхъ образчиковъ воспитанія, и родители свою неумѣлось, лѣнь
и апатіго въ воспитательномъ дѣлѣ сваливали на наслѣдственность, не желая
ничего предпринять, чтобы дать другое направленіе развивающимся дурнымъ
склонностямъ ребенка. Ребенокъ вывазываетъ полный индифферентизмъ къ
самымъ поразительнымъ явленіямъ природы и жизни, такъ какъ никто изъ
окружающихъ никогда не заботился о развитіи въ немъ наблюдательности;
онъ оказывается самодуромъ, потому что безъ разбора удовлетворяли его
требованіямъ; его стремленія мелки и пошлы потому, что въ немъ не разви
вали интересовъ, облагораживающихъ умъ и сердце, потакали дурнымъ ин
стинктамъ; онъ повторяетъ только чужія мысли, употребляя чужіе обороты,
потому что его не учили думать и разсуждать, потому что самостоятельно
онъ не сдѣлалъ ни одного наблюденія, потому что кругомъ онъ видѣлъ только
пошлые интересы. „Посмотри, какъ онъ жадно бросается на пирожное... Онъ
ѣстъ одинъ, что подано всѣмъ" — говорить матери ея родственница. „Это
еще что...", не смущаясь возражаетъ мать: «печально то, что онъ не можетъ
ни о чемъ думать и мечтать, какъ только о кушаньяхъ и гостинцахъ» . —«Ты
попробовала бы водить его въ звѣринецъ, заинтересуется звѣрями, и ему можно
было бы дать что нибудь прочесть о нихъ... Вотъ такъ бы понемногу онъ
и расширялъ свои интересы». —«Нѣтъ, ему ужъ ничего не пойдетъ въ прокъ!
Это уже наслѣдственная черта!» —«Да развѣ ты или его отецъ...»— «Нѣтъ,
конечно...», перебиваетъ мать, «такое отсутствіе интереса къ ч;ему бы то ни
было перешло къ нему, вѣроятно, отъ дальныхъ родственниковъ,—кто ихъ
тамъ всѣхъ знаетъ".
Много, слишкомъ много дѣтскихъ недостатковъ, усвоенныхъ какъ результатъ
воспитанія; сваливали у насъ на наслѣдственность. Между тѣмъ даже Рибо,
который придаетъ громадное значеніе наслѣдственности и сильно съуживаетъ
вліяніе воспитанія, все же считаетъ долгомъ высказать слѣдующее: «отъ на
слѣдствепности зависитъ возникновеніе болѣе или менѣе сильной склонности
къ добру или къ злу и, слѣдовательно," также большей или меньшей способ
ности къ проступкамъ; но порокъ и добродѣтель не зависятъ отъ наслѣд
ственности, они не существуютъ сами по себѣ, они не заключаются въ роко
вой силѣ внутреннихъ и внѣшнихъ побужденій, вліяющихъ на насъ: они
зависятъ отъ совмѣстнаго дѣйствія умственной и практической сторонъ воли...
Воспитаніе представляетъ собою нравственную среду, которая создаетъ въ
насъ малопомалу щтвычку. Можно даже сказать, что эта нравственная
среда еще сложнѣе, еще разнороднѣе и непостояннѣе, чѣмъ всякая физи
ческая среда; въ самомъ дѣлѣ, воспитаніе не заключается только въ урокахъ,
преподаваемыхъ нашими родителями и учителями: нравы, религіозныя вѣро
ванія, чтеніе, случайно слышанные разговоры представляютъ столько же нѣ
мыхъ вліяній, которыя дѣйствуютъ на напгь умъ такъ же, какъ безсознатель
ныя, скрытыя чувственныя воспріятія дѣйствуютъ на наше тѣло; эти нѣмыя
нравственныя вліянія способствуютъ также нашему воспитанію, т. е. приня
тію нами извѣстныхъ привычекъ» .
Многіе утверждаютъ, что воспитаніе можетъ менѣе всего оказывать
вліяніе на двѣ противуположныя степени развитія человѣческаго разума, т. е.
съ одной стороны на идіотовъ, съ другой — на геніевъ. Это справедливо, но
только отчасти: самое превосходное воспи таніе не можетъ создать генія, если
природа не надѣлила человѣка этимъ даромъ; но и надѣленный имъ не сдѣ
9*9*9*9*