Page 147 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 147

— 131 —

   спустя рукава. Въ самое послѣднее время въ этомъ отношеніи опять замѣ­
   чается небольшая перемѣна въ пользу воспитанія. Это тѣмъ болѣе пріятно,
   что совсѣмъ еще недавно во многихъ семьяхъ приходилось встрѣчать не мало
   весьма грустныхъ образчиковъ воспитанія, и родители свою неумѣлось, лѣнь
   и апатіго въ воспитательномъ дѣлѣ сваливали на наслѣдственность, не желая
   ничего предпринять, чтобы дать другое направленіе развивающимся дурнымъ ­
   склонностямъ ребенка. Ребенокъ вывазываетъ полный индифферентизмъ къ
   самымъ поразительнымъ явленіямъ природы и жизни, такъ какъ никто изъ
   окружающихъ никогда не заботился о развитіи въ немъ наблюдательности;
   онъ оказывается самодуромъ, потому что безъ разбора удовлетворяли его
   требованіямъ; его стремленія мелки и пошлы потому, что въ немъ не разви­
   вали интересовъ, облагораживающихъ умъ и сердце, потакали дурнымъ ин­
   стинктамъ; онъ повторяетъ только чужія мысли, употребляя чужіе обороты,
   потому что его не учили думать и разсуждать, потому что самостоятельно
   онъ не сдѣлалъ ни одного наблюденія, потому что кругомъ онъ видѣлъ только
   пошлые интересы. „Посмотри, какъ онъ жадно бросается на пирожное... Онъ
   ѣстъ одинъ, что подано всѣмъ" — говорить матери ея родственница. „Это
   еще что...", не смущаясь возражаетъ мать: «печально то, что онъ не можетъ
   ни о чемъ думать и мечтать, какъ только о кушаньяхъ и гостинцахъ» . —«Ты
   попробовала бы водить его въ звѣринецъ, заинтересуется звѣрями, и ему можно
   было бы дать что нибудь прочесть о нихъ... Вотъ такъ бы понемногу онъ
   и расширялъ свои интересы». —«Нѣтъ, ему ужъ ничего не пойдетъ въ прокъ!
   Это уже наслѣдственная черта!» —«Да развѣ ты или его отецъ...»— «Нѣтъ,
   конечно...», перебиваетъ мать, «такое отсутствіе интереса къ ч;ему бы то ни
   было перешло къ нему, вѣроятно, отъ дальныхъ родственниковъ,—кто ихъ
   тамъ всѣхъ знаетъ".
        Много, слишкомъ много дѣтскихъ недостатковъ, усвоенныхъ какъ результатъ
   воспитанія; сваливали у насъ на наслѣдственность. Между тѣмъ даже Рибо,
   который придаетъ громадное значеніе наслѣдственности и сильно съуживаетъ
   вліяніе воспитанія, все же считаетъ долгомъ высказать слѣдующее: «отъ на­
   слѣдствепности зависитъ возникновеніе болѣе или менѣе сильной склонности
   къ добру или къ злу и, слѣдовательно," также большей или меньшей способ­
   ности къ проступкамъ; но порокъ и добродѣтель не зависятъ отъ наслѣд­
   ственности, они не существуютъ сами по себѣ, они не заключаются въ роко­
   вой силѣ внутреннихъ и внѣшнихъ побужденій, вліяющихъ на насъ: они
   зависятъ отъ совмѣстнаго дѣйствія умственной и практической сторонъ воли...
   Воспитаніе представляетъ собою нравственную среду, которая создаетъ въ
   насъ мало­по­малу щтвычку. Можно даже сказать, что эта нравственная
   среда еще сложнѣе, еще разнороднѣе и непостояннѣе, чѣмъ всякая физи­
   ческая среда; въ самомъ дѣлѣ, воспитаніе не заключается только въ урокахъ,
   преподаваемыхъ нашими родителями и учителями: нравы, религіозныя вѣро­
   ванія, чтеніе, случайно слышанные разговоры представляютъ столько же нѣ­
   мыхъ вліяній, которыя дѣйствуютъ на напгь умъ такъ же, какъ безсознатель­
   ныя, скрытыя чувственныя воспріятія дѣйствуютъ на наше тѣло; эти нѣмыя
   нравственныя вліянія способствуютъ также нашему воспитанію, т. е. приня­
   тію нами извѣстныхъ привычекъ» .
         Многіе утверждаютъ, что воспитаніе можетъ менѣе всего оказывать
   вліяніе на двѣ противуположныя степени развитія человѣческаго разума, т. е.
   съ одной стороны на идіотовъ, съ другой ­ — на геніевъ. Это справедливо, но
   только отчасти: самое превосходное воспи таніе не можетъ создать генія, если
   природа не надѣлила человѣка этимъ даромъ; но и надѣленный имъ не сдѣ­
                                                                          9*9*9*9*
   142   143   144   145   146   147   148   149   150   151   152