Page 144 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 144
— 128 —
таго поэта, ученаго и памфлетиста Джона Мильтона обладалъ болыиимъ му
зыкальнымъ талантомъ. Единственная дочь геніальнаго англійскаго поэта
Байрона—Ада, графиня Ловелэсъ, обладала замѣчательными математическими
способностями. Шлегель—критикъ и поэтъ, его братъ—историкъ, философъ
и филологъ; ихъ отецъ—извѣстный проповѣдникъ и авторъ многихъ поэмъ;
изъ двухъ дядей этого семейства—одинъ поэтъ, другой—исторіографъ.
Многіе ученые похожи въ умственномъ отношеніи на своихъ отцовъ. У
Эразма Дарвина, автора „Зоономіи", два сына были замѣчательными врачами;
его вяукъ Чарльзъ—знаменитый авторъ „Происхождешя видовъ". Джонъ
Стюартъ Милль философъ и политикоэкономъ; его отецъ извѣстенъ своими
трудами по психологіи и политической экономіи.
Наслѣдственность чувствованій и страстей можно подтвердить также
множествомъ примѣровъ. Чаще всего передается страсть къ пьянству, но
она не всегда переходитъ къ потомкамъ въ той же формѣ: очень часто она
перерождается въ идіотизмъ, эпилепсію, психопатію и разныя душевная и
нервныя болѣзни. Помѣшательство предковъ можетъ превратиться въ запой у
потомковъ.
Изъ всѣхъ болѣзиенныхъ психическихъ проявлеиій манія самоубійства,
поражая одного члена семьи, поражаетъ въ болыпинствѣ случаевъ и всѣхъ
остальныхъ. Примѣры наслѣдственной передачи этой маніи безчислевны.
Стремленіе къ самоубійству нерѣдко переходитъ въ стремление къ убійству,
а иногда выражается и въ другихъ формахъ душевныхъ и нервныхъ заболѣ
ваній. ОДинъ, весьма мрачный по внѣшности человѣкъ, однажды покушав
шійся на самоубійство, имѣлъ пятерыхъ сыновей: старшій изъ нихъ, будучи
сорока лѣтъ, выбросился безъ всякаго повода съ третьяго этажа; второй—
повѣсился на 36 г. жизни; третій —бросился изъ окна; четвертый—застрѣлился.
Въ семействѣ Д'Оротенъ, самомъ древнемъ на Тенерифѣ, двѣ сестры были
подвержены маніи самоубійства; ихъ брать застрѣлился; ихъ дѣдъ и двое
дядей также сами лишили себя жизни. Были случаи, что въ одномъ и томъ же
семействѣ бабушка, мать, дочь и внукъ лишили себя жизни.
Тупость или грубость вкусовыхъ ощущеній такъ же, какъ и отвращеніе
къ нѣкоторымъ вкусамъ, тоже передается наслѣдственно. Члены одной семьи
не выносили запаха сыра, нѣкоторые изъ нихъ отъ запаха его падали даже
въ обморокъ, и свое отвращеніе передали дѣтямъ путемъ наслѣдственности.
Въ прошломъ столѣтіи и всю половину нынѣшняго, во всѣхъ евро
пейскихъ обществахъ господствовало мнѣніе, что душа новорожденнаго
представляетъ бѣлую доску, на которой воспитаніе можетъ вписать какія
угодно заповѣди. Многіе питали наивную вѣру въ то, что все раз
личіе между людьми заключается лишь въ различіи ихъ воспитанія и
среды, въ которой они живутъ, что, если уничтожить различіе условій
ліизни и воспитанія, падетъ и различіе преимуществъ ума и таланта, что
геній и талантъ можно пріобрѣсти посредствомъ воспитанія. Но во второй
половинѣ девятнадцатая столѣтія, одинъ за другимъ появлялись изслѣдованія
законовъ наслѣдственности, и общество бросилось въ совершенно противу
положную крайность. Многіе стали теперь утверждать, что воспитаніе
совершенно безсильно, что люди уже рождаются или добродѣтельными, или
преступниками и точно обрадовавшись этому, забросили теоретическую подготовку
въ столь важномъ для себя дѣлѣ, какъ воспитаніе, а дѣтей, какъ и прежде,
представили случаю. Между тѣмъ, именно потому, что наслѣдственная пере
дача внутренняго и внѣшняго строенія организма, а также многихъ физи
ческихъ, умственныхъ и нравственныхъ особенностей и предрасположенія къ