Page 144 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 144

— 128 —

   таго поэта, ученаго и памфлетиста Джона Мильтона обладалъ болыиимъ му­
   зыкальнымъ талантомъ. Единственная дочь геніальнаго англійскаго          поэта
   Байрона—Ада, графиня Ловелэсъ, обладала замѣчательными математическими
   способностями. Шлегель—критикъ и поэтъ, его братъ—историкъ, философъ
   и филологъ; ихъ отецъ—извѣстный проповѣдникъ и авторъ многихъ поэмъ;
   изъ двухъ дядей этого семейства—одинъ поэтъ, другой—исторіографъ.
        Многіе ученые похожи въ умственномъ отношеніи на своихъ отцовъ. У
   Эразма Дарвина, автора „Зоономіи", два сына были замѣчательными врачами;
   его вяукъ Чарльзъ—знаменитый авторъ „Происхождешя видовъ". Джонъ
   Стюартъ Милль философъ и политико­экономъ; его отецъ извѣстенъ своими
   трудами по психологіи и политической экономіи.
        Наслѣдственность чувствованій и страстей можно подтвердить также
   множествомъ примѣровъ.      Чаще всего передается страсть къ пьянству, но
   она не всегда переходитъ къ потомкамъ въ той же формѣ: очень часто она
   перерождается въ идіотизмъ, эпилепсію, психопатію и разныя душевная и
   нервныя болѣзни. Помѣшательство предковъ можетъ превратиться въ запой у
   потомковъ.
        Изъ всѣхъ болѣзиенныхъ психическихъ проявлеиій манія самоубійства,
   поражая одного члена семьи, поражаетъ въ болыпинствѣ случаевъ и всѣхъ
   остальныхъ. Примѣры наслѣдственной передачи этой маніи безчислевны.
   Стремленіе къ самоубійству нерѣдко переходитъ въ стремление къ убійству,
   а иногда выражается и въ другихъ формахъ душевныхъ и нервныхъ заболѣ­
   ваній. ОДинъ, весьма мрачный по внѣшности человѣкъ, однажды покушав­
   шійся на самоубійство, имѣлъ пятерыхъ сыновей: старшій изъ нихъ, будучи
   сорока лѣтъ, выбросился безъ всякаго повода съ третьяго этажа; второй—
   повѣсился на 36 г. жизни; третій —бросился изъ окна; четвертый—застрѣлился.
   Въ семействѣ Д'Оротенъ, самомъ древнемъ на Тенерифѣ, двѣ сестры были
   подвержены маніи самоубійства; ихъ брать застрѣлился; ихъ дѣдъ и двое
   дядей также сами лишили себя жизни. Были случаи, что въ одномъ и томъ же
   семействѣ бабушка, мать, дочь и внукъ лишили себя жизни.
        Тупость или грубость вкусовыхъ ощущеній такъ же, какъ и отвращеніе
   къ нѣкоторымъ вкусамъ, тоже передается наслѣдственно. Члены одной семьи
   не выносили запаха сыра, нѣкоторые изъ нихъ отъ запаха его падали даже
   въ обморокъ, и свое отвращеніе передали дѣтямъ путемъ наслѣдственности.
        Въ прошломъ столѣтіи и всю половину нынѣшняго, во всѣхъ евро­
   пейскихъ   обществахъ господствовало мнѣніе,      что душа новорожденнаго
   представляетъ бѣлую доску, на которой воспитаніе можетъ вписать какія
   угодно   заповѣди.  Многіе   питали наивную вѣру въ то,         что все раз­
   личіе между людьми заключается лишь въ различіи ихъ воспитанія              и
   среды, въ которой они живутъ, что, если        уничтожить различіе условій
   ліизни и воспитанія, падетъ и различіе преимуществъ ума и таланта, что
   геній и талантъ можно пріобрѣсти посредствомъ воспитанія. Но во второй
   половинѣ девятнадцатая столѣтія, одинъ за другимъ появлялись изслѣдованія
   законовъ наслѣдственности, и общество бросилось въ совершенно противу­
   положную    крайность.  Многіе   стали теперь утверждать,     что воспитаніе
   совершенно безсильно, что люди уже рождаются или добродѣтельными, или
   преступниками и точно обрадовавшись этому, забросили теоретическую подготовку
   въ столь важномъ для себя дѣлѣ, какъ воспитаніе, а дѣтей, какъ и прежде,
   представили случаю. Между тѣмъ, именно потому, что наслѣдственная пере­
   дача внутренняго и внѣшняго строенія организма, а также многихъ физи­
   ческихъ, умственныхъ и нравственныхъ особенностей и предрасположенія къ
   139   140   141   142   143   144   145   146   147   148   149