Page 139 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 139

— 123 ­

    тельнаго заработка, самостоятельной общественной дѣятельности, но, сдѣлав­'
    шись матерями, онѣ, въ большинствѣ случаевъ, считаютъ необходимымъ при­
    держиваться вышеозначенной программы, т. е. изолировать себя отъ общества
    и покончить съ своимъ самообразовапіемъ. Современныя матери, исключи­
    тельно занятыя внѣшнимъ уходомъ за ребенкомъ, сводятъ всѣ свои сложныя
   "обязанности лишь къ тому, чтобы безотлучно находиться при немъ. Все
    это заставляете ихъ менѣе и менѣе интересоваться обществомъ, все болѣе
   развиваетъ въ нихъ индиферентизмъ къ чтенію и къ педагогическимъ вопро­
    самъ, все болѣе притупляетъ ихъ умственныя способности, съуживаетъ обще­
    ственные, нравственные и эстетическіе интересы. Такія матери, естественно,
    не могутъ быть полезными руководительницами своихъ дѣтей ни въ раннемъ,
    ни въ болѣе нозднемъ возрастѣ. Хотя онѣ придаютъ громадное значеніе
    физическому развитію дѣтей (мы узнаемъ ниже, что вполнѣ правильное фи­
    зическое развитіе немыслимо безъ умственнаго) и во имя этого приносятъ
   въ жертву свои общественные интересы и личныя удовольствія, но невозможно
    вполнѣ логично провести въ жизнь означенную программу.
         Мать считаетъ необходимымъ исключительно сама, безъ помощи няни,
   няньчить ребенка... Однако, болѣзнь, хозяйство, семейныя обязанности, раз­
   личныя обстоятельства, однимъ словомъ, то одно, то другое вынуждаетъ ее
    отъ времени до времени отлучаться изъ дому. Наконецъ, какъ бы искренно
   ни отдавалась мать своему дитяти, какъ бы ни были скромны ея потребности
   къ развлеченіямъ, хотя бы онѣ были доведены до минимума, все же молодая
   натура возьметъ свое, все же она, хотя изрѣдка, почувствуетъ непреодолимую
    потребность видѣть людей, поговорить, послушать музыку. Она уходитъ изъ
   дому и передаетъ ребенка на руки не своей прямой помощницѣ—нянѣ, ко­
   торую она постепенно подготовляла къ выполненію этихъ обязанностей, а
    кому попало, слѣдовательно, нерѣдко на руки особы, совершенно неопытной
   въ подобныхъ дѣлахъ.
         И что за странное нонятіе о материнскихъ обязанностяхъ! Отдаться
    всею душою воспитанію своего дитяти — священная обязанность матери, но
   это вовсе не связано съ необходимостью вытравить въ себѣ всѣ человѣческія
    и общественныя потребности ума и сердца, всѣ эстетическія стремленія.
    Женщина, которая подавитъ или не будетъ развивать въ себѣ стремленіе къ
    саморазвитію и къ самообразованію, убьетъ интересъ къ чтенію, дойдетъ до
   индиферентизма* къ общественнымъ и педагогическимъ вопросамъ,—не можетъ
    быть настоящею матерью, истинною руководительницею своихъ дѣтей. Какъ
    необходимо матери постоянно идти впередъ въ своемъ умственномъ развитіи,
    насколько важное значеніе имѣетъ для нея серьезное педагогическое образо­
    ваніе, это она сама пойметъ (если не совсѣмъ отупѣетъ, придерживаясь на­
    чертанной программы), когда дѣти выростутъ и начнутъ требовать не кон­
    фектъ и игрушекъ, а объясненія и активной помощи въ сдожныхъ жизнен­
    ныхъ обстоятельствахъ. Мало того, вслѣдствіе умственнаго убожества матери,
   дѣти постепенно начнутъ ускользать изъ­подъ ея вліянія, и рознь между ними
    будетъ рости съ каждымъ днемъ. Ея затруднительное положеніе можетъ обна­
   ружиться и раньше, если дѣти какъ­нибудь помимо ея вліянія получатъ тол­
   чекъ къ развитію, а у нея не хватитъ умѣнья занять и заинтересовать ихъ
   чѣмъ­нибудь путнымъ. А что, если эта отставшая отъ умственныхъ интере­
   совъ мать, пріучивъ себя, какъ насѣдка, лишь присматривать за дѣтьми и
    питать ихъ исключительно тѣмъ, чтб заработалъ мужъ, вдругъ вынуждена
    будетъ обстоятельствами самостоятельно зарабатывать существованіе своей
    семьи и при этомъ одна останется ея руководительницею, наставницею и учи­
   134   135   136   137   138   139   140   141   142   143   144