Page 134 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 134

— 118 —

   ченіе иностранныхъ языковъ начиналось съ самаго ранняго возраста, обыкно­
   венно съ года или двухъ, когда ребенокъ только начиналъ лепетать, и многіе
   родители старались, чтобы ихъ дѣти сразу заговорили на нѣсколькихъ ино­
   странныхъ языкахъ. Знаніе русскаго языка въ среднемъ, и особенно въ
   высшемъ классѣ общества было изъ рукъ вонъ плохо. Естественно, что въ
   эпоху возрождения, многіе жестоко нападали на предпочтете иностранныхъ
   языковъ своему родному. Не мало писали и толковали тогда и противъ изу­
   ченія сразу нѣсколькихъ языковъ, указывая, что при этомъ обыкновенно
   выходитъ то, что дѣти не умѣютъ говорить порядочно ни на одномъ языкѣ.
   Горячая защита роднаго языка, который былъ въ загонѣ, была­своевременна
   и крайне необходима, какъ и выясненіе вредныхъ послѣдствій для )мствен­
   наго развитія дѣтей отъ безтолковаго и нелѣпаго обычая обучать нѣсколь­
   кимъ языкамъ сразу. Но такъ какъ эпоха 60­хъ гг. была въ тоже время
   эпохою увлеченій и крайностей, то многіе воспитатели крайне нелѣпо поняли
   толки объ изученіи языковъ: они вовсе выкинули изъ программы воспитанія
   своихъ дѣтей изученіе иностранныхъ языковъ, что сказалось крупными и
   печальными пробѣлами въ умственномъ развитіи молодыхъ людей обоего пола.
   Но о прекращеніи въ то время многими изученія иностранныхъ языковъ мы
   преимущественно заговорили для того, чтобы указать, что это тоже лишало
   дѣтекую память гимнастики.. Въ концѣ концовъ выходило такъ, что память
   дѣтей въ это время упражняли слишкомъ мало, что было крупною ошибкою,
   такъ какъ развитіе и упражненіе памяти имѣетъ громадное значеніе для всей
   жизни человѣка, вліяетъ на весь складъ его характера. Во всѣхъ возрастахъ
   жизни—въ дѣтскомъ, въ школьномъ и зрѣломъ хорошая память даетъ себя
   чувствовать въ высшей степени благотворно, и значеніе ея велико, какъ въ
   сферѣ практической, такъ и нравственной, а также и во всѣхъ областяхъ
   умственной дѣятельности. Но о громадномъ значеніи памяти мы подробно
   говоримъ ниже, а потому здѣсь и не будемъ долѣе распространяться объ
   этомъ.
        Другимъ болѣе или менѣе общимъ недостаткомъ воспитанія эпохи 60­хъ
   гг. было то, что при умственномъ развитіи дѣтей теперь совсѣмъ старались
   изгнать изъ употребленія сказки. Прежде сказки служили у насъ единствен­
   нымъ воспитательнымъ элементомъ, и ихъ давали дѣтямъ безъ всякаго раз­
   бора. Теперь изъ боязни пугать дѣтей чертовщиною, мертвецами, злыми вѣдь­
   мами, чтобы въ конецъ уничтожить въ нихъ всякую тѣиь суевѣрнаго страха передъ
   силами природы, сказки изгоняли изъ употребленія безъ всякаго милосердія.
   Между тѣмъ, если воспитатель съумѣетъ изъ огромнаго запаса русскихъ на­
   родныхъ сказокъ сдѣлать надлежащей выборъ, онѣ могутъ имѣть могуще­
   ственное воспитательное значеніе для развитія нравственныхъ и умственныхъ
   силъ ребенка. Онѣ развиваютъ остроуміе, даръ слова, находчивость, вообра­
   женіе, содѣйствуютъ развитію творчества, знакомятъ съ характерными осо­
   бенностями русской рѣчи и жизни, мѣтко, типично и въ живыхъ образахъ
   запечатлѣваютъ въ памяти характерныя качества и свойства животныхъ.
   Нравственное вліяніе сказокъ не менѣе сильно: онѣ помогаютъ развитію
   любви къ правдѣ, возбуждаютъ состраданіе къ несчастному, слабому, оби­
   женному, загнанному, вызываютъ отвращеніе къ лицемѣрію, лжи и ковар­
   ству. Но такіе благотворные результаты получаются только тогда, когда дѣти
   пользуются сказками при разумномъ выборѣ старіпихъ. Но значенію сказокъ
   и тому, какой выборъ слѣдуетъ дѣлать изъ нихъ, мы ниже посвящаемъ от­
   дѣльный очеркъ.
        Воспитаніе въ 60­хъ гг. отчасти страдало и отъ буквальнаго примѣ­
   129   130   131   132   133   134   135   136   137   138   139