Page 135 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 135

— 119 —

   ненія нѣмецкихъ методовъ. Педантичное примѣненіе метода, какъ бы онъ ни
   былъ прекрасенъ, всегда нелѣпо, такъ какъ при воспитаніи и обученіи тре­
   буется принимать въ соображеніе индивидуальныя свойства воспитываемаго;
   тѣмъ болѣе это необходимо имѣть въ виду, когда примѣняешь методъ, изо­
   брѣтенный нѣмецкимъ педагогомъ, созданный для народа, чуждаго русскому
   по своему^темпераменту, индивидуальнымъ свойствамъ         и культурѣ. Вотъ
   потому то и не вполиѣ успѣшные результаты преподаванія еще неозначаютъ,
   что методъ дуренъ; онъ можетъ быть и прекрасенъ, но примѣненъ безтол­
   ково или черезчуръ педантично.     Если по тому или другому предмету вы
   находите методъ прекрасно выработанный въ Германіи, вы должны прежде
   всего вникнуть въ основную его мысль и принципы и примѣнять           его къ
   русскимъ дѣтятиъ сообразно съ характеромъ воспитываемаго и съ духомъ
   своего народа.
        Но наиболѣе заслуживало порицаніе въ воспитаніи того времени то,
   что бесѣду съ дѣтьми и ихъ наблюдательность слишкомъ преждевременно
   паправляли на мысли, факты и явленія черезчуръ грустнаго, мрачнаго, тяже­
   лаго характера,
        Преподаваніе исторіи и литературы не должно, конечно, страдать одно­
   сторонностью: ученики, чтобы имѣть всесторонее представленіе о бытѣ народа
   и явленіяхъ жизни, должны 'знать, какъ свѣтлыя, такъ и мрачныя стороны
   изображаема™. Но мы говоримъ о дѣтяхъ до школьнаго возраста, которые
   не доросли еще до изученія научныхъ предметовъ, а получаютъ разъясненіе
   явленій изъ природы и жизни въ элементарной, популярной формѣ. И та­
   кимъ­то дѣтямъ, еще не достигпгамъ школьнаго возраста, воспитатели опи­
   сываемой эпохи иногда давали читать разсказы слишкомъ грустнаго, мрач­
   наго характера, наводили ихъ на наблюдепія, производившія на душу ре­
   бенку слишкомъ тяжелое впечатлѣніе, преждевременно давали понятіе объ
   удручающей тяжести бѣдности, о горѣ и гнетѣ, испытываемыхъ народомъ.
   Отчасти это происходило оттого, что воспитаніе и образованіе того времени
   шло рука объ руку съ протестомъ, съ другой стороны оттого, что прежнее
   преподаваніе носило исключительно оптимистическій характеръ, старалось
   убѣдить, „что все идетъ къ лучшему въ семъ наилучшемъ изъ міровъ".
   Люди 60­хъ гг., понимая ложь, фальшь, вредъ и односторонность такого пре­
   подаванія перегнули въ другую сторону. Какъ бы то ни было, но на ребенка,
   гдѣ существовало такое преподаваніе, оно оказывало весьма вредное вліяніе.
   Нервный и воспріимчивый, онъ живо проникался духомъ такого направленія,
   и были такіе случаи, что такой непосильный грузъ просто мѣшалъ жить
   ребенку и даже правильно развиваться физически. Ребенокъ не могъ ничѣмь
   любоваться, не любилъ забавляться игрушками, ни на что не радовался,
   вездѣ видѣлъ людское горе и слезы и, не будучи въ состоянии ничѣмъ
   помочь, лишь отравлялъ этою мыслью свое дѣтское существованіе. Если такой
   ребенокъ выживалъ, онъ оставался нервнымъ на всю жизнь, болѣзненнымъ,
   хилымъ и неспособными дѣйствовать тогда, когда онъ долженъ былъ уже
   дѣйствовать.
        Будучи взрослымъ, онъ только скорбѣлъ, страдалъ, но игралъ въ жизни
   лишь пассивную роль. У нѣкоторыхъ дѣтей этой категоріи скорбь и мелан­
   холія проходили съ лѣтами, но нервность и слабость воли давали себя чув­
   ствовать очень долго.
        Воспитаніе несомнѣнно должно имѣть въ виду знакомство воспитыва­
   емаго съ народомъ, оно должно пріучить его интересоваться имъ очень рано,
   должно показать ему, что, не смотря на его тяжелый трудъ, безграмотность и не­
   130   131   132   133   134   135   136   137   138   139   140