Page 133 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 133
— 117
Также не педагогично было и то, что въ семьяхъ людей 60хъ гг. не
редъ дѣтьми постоянно дѣлали хозяйственная выкладки и разсчеты. Прежнее
барское мотовство и швыряніе денегъ по пусту, что заставляло многихъ кон
чать сдѣлками съ совѣстью, терять честь и совѣсть, такъ пугало современ
ныхъ воспитателей, что нѣкоторые изъ нихъ, въ виду этого, заставляли своихъ
дѣтей беречь маленькіе денежные подарки; но весьма опасно въ нравствениомъ
отношеніи пріучать дѣтей копить деньгу, останавливать его вниманіе на ком
мерческихъ соображепіяхъ: это рано засушиваетъ сердце ребенка въ ска
редныхъ разсчетахъ; въ то же время не слѣдуетъ искуственно закрывать
передъ нимъ явленій действительной жизни.
Что касается умствепнаго развитія дѣтей, то въ 60хъ гг. въ интелли
гентныхъ семьяхъ на него впервые обратили разумное вниманіе. Механическое
заучиваніе никого не удовлетворяло болѣе. Кромѣ формальнаго образованія, по
лучаемаго въ заведеніяхъ, теперь находили нужнымъ расширять кругъ знаній
учащихся и развивать живой интересъ къ нимъ, пробуждать наблюдательность,
любознательность и любовь къ чтенію, положить прочную основу для высшихъ
человѣческихъ стремленій. Мало того, теперь сознана была необходимость
начать умственное развитіе дѣтей дошкольнаго возраста, такъ какъ интересъ
ребенка къ природѣ и разнообразнымъ ея явленіямъ, если онъ не пробужденъ
раньше, въ школьномъ возрастѣ уже слабѣетъ. Теперь, гуляя съ дѣтьми,
обращали ихъ вниманіе на окружающую природу, на деревья и пвѣты, сѣяли
для нихъ въ грядкахъ и горшкахъ сѣмена и заставляли наблюдать ростъ
растеній, отыскивали вмѣстѣ съ ними насѣкомыхъ, воспитывали звѣрьковъ и
птицъ, читали популярные разсказы, сообщали и разъясняли элементарный
свѣдѣнія по различнымъ предметамъ, преимущественно по зоологіи и бота
никѣ. Не забытъ былъ человѣкъ и его дѣятельность: дѣтей водили по болѣе
или менѣе доступнымъ для нихъ мастерскимъ и заводамъ. Сообразительность
и находчивость развивали преимущественно незамысловатыми ариѳметическими
задачками въ умѣ надъ предметами изъ обыденной жизни. Ошибки, увлече
нія и утрировка были и тутъ, но въ общемъ, въ большинствѣ случаевъ, дѣло
было поставлено весьма недурно: дѣти действительно выходили въ высшей
степени умственно развитыми, особенно сравнительно съ воспитаніемъ доосво
бодительнаго періода, съ разумно направленной любознательностью и наблю
дательностью, съ живымъ интересомъ къ окружающей природѣ. Нечего и
говорить, что тамъ, гдѣ воспитателями являлись люди ограничеиные и невѣ
жественные, или тамъ, гдѣ такая программа развитія была поставлена слиш
комъ формально, болѣе для моды и выставки, умственное развитіе не шло въ
прокъ, —но отъ неудачъ такого рода никакое время, никакіе методы не за
страхованы. Тѣмъ не менѣе и въ умственномъ развитіи дѣтей шестндесятыхъ
годовъ были промахи.
Прежде всѣ знанія исключительно брали памятью, только одну ее и
развивали; теперь совсѣмъ забросили ея развитіе и ограничивались тѣмъ,
чтобы ребенокъ вполнѣ хорошо понималъ прочитанное или разсказанное.
Такимъ образомъ память во время приготовленія уроковъ весьма мало
упражнялась; такъ же мало упражнялась она и при изученіи иностранныхъ
языковъ, что происходило отчасти потому, что въ эпоху 60хъ гг. явилась
реакція противъ черезчуръ преждевременнаго изученія иностранныхъ язы
ковъ и предпочтенія ихъ родному.
До освободительнаго періода родители чѣмъ лучше желали дать образо
ваніе дѣтямъ, чѣмъ богаче и знатнѣе были они сами, тѣмъ большее коли
чество иностранныхъ языковъ заставляли они изучать своихъ дѣтей. Изу