Page 133 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 133

— 117 ­

        Также не педагогично было и то, что въ семьяхъ людей 60­хъ гг. не­
   редъ дѣтьми постоянно дѣлали хозяйственная выкладки и разсчеты. Прежнее
   барское мотовство и швыряніе денегъ по пусту, что заставляло многихъ кон­
   чать сдѣлками съ совѣстью, терять честь и совѣсть, такъ пугало современ­
   ныхъ воспитателей, что нѣкоторые изъ нихъ, въ виду этого, заставляли своихъ
   дѣтей беречь маленькіе денежные подарки; но весьма опасно въ нравствениомъ
   отношеніи пріучать дѣтей копить деньгу, останавливать его вниманіе на ком­
   мерческихъ соображепіяхъ:    это рано засушиваетъ сердце ребенка въ ска­
   редныхъ разсчетахъ; въ то же время не слѣдуетъ искуственно закрывать
   передъ нимъ явленій действительной жизни.
        Что касается умствепнаго развитія дѣтей, то въ 60­хъ гг. въ интелли­
   гентныхъ семьяхъ на него впервые обратили разумное вниманіе. Механическое
   заучиваніе никого не удовлетворяло болѣе. Кромѣ формальнаго образованія, по­
   лучаемаго въ заведеніяхъ, теперь находили нужнымъ расширять кругъ знаній
   учащихся и развивать живой интересъ къ нимъ, пробуждать наблюдательность,
   любознательность и любовь къ чтенію, положить прочную основу для высшихъ
   человѣческихъ стремленій. Мало того, теперь сознана была необходимость
   начать умственное развитіе дѣтей до­школьнаго возраста, такъ какъ интересъ
   ребенка къ природѣ и разнообразнымъ ея явленіямъ, если онъ не пробужденъ
   раньше, въ школьномъ возрастѣ уже слабѣетъ. Теперь, гуляя съ дѣтьми,
   обращали ихъ вниманіе на окружающую природу, на деревья и пвѣты, сѣяли
   для нихъ въ грядкахъ и горшкахъ сѣмена и заставляли наблюдать ростъ
   растеній, отыскивали вмѣстѣ съ ними насѣкомыхъ, воспитывали звѣрьковъ и
   птицъ, читали популярные разсказы, сообщали и разъясняли элементарный
   свѣдѣнія по различнымъ предметамъ, преимущественно по зоологіи и бота­
   никѣ. Не забытъ былъ человѣкъ и его дѣятельность: дѣтей водили по болѣе
   или менѣе доступнымъ для нихъ мастерскимъ и заводамъ. Сообразительность
   и находчивость развивали преимущественно незамысловатыми ариѳметическими
   задачками въ умѣ надъ предметами изъ обыденной жизни. Ошибки, увлече­
   нія и утрировка были и тутъ, но въ общемъ, въ большинствѣ случаевъ, дѣло
   было поставлено весьма недурно: дѣти действительно выходили въ высшей
   степени умственно развитыми, особенно сравнительно съ воспитаніемъ до­осво­
   бодительнаго періода, съ разумно направленной любознательностью и наблю­
   дательностью, съ живымъ интересомъ къ окружающей природѣ. Нечего и
   говорить, что тамъ, гдѣ воспитателями являлись люди ограничеиные и невѣ­
   жественные, или тамъ, гдѣ такая программа развитія была поставлена слиш­
   комъ формально, болѣе для моды и выставки, умственное развитіе не шло въ
   прокъ, —­но отъ неудачъ такого рода никакое время, никакіе методы не за­
   страхованы. Тѣмъ не менѣе и въ умственномъ развитіи дѣтей шестндесятыхъ
   годовъ были промахи.
        Прежде всѣ знанія исключительно брали памятью, только одну ее и
   развивали; теперь совсѣмъ забросили ея развитіе и ограничивались тѣмъ,
   чтобы ребенокъ вполнѣ хорошо понималъ прочитанное или разсказанное.
   Такимъ образомъ     память во время приготовленія уроковъ        весьма мало
   упражнялась; такъ же мало упражнялась она и при изученіи иностранныхъ
   языковъ, что происходило отчасти потому, что въ эпоху 60­хъ гг. явилась
   реакція противъ черезчуръ преждевременнаго изученія иностранныхъ язы­
   ковъ и предпочтенія ихъ родному.
        До освободительнаго періода родители чѣмъ лучше желали дать образо­
   ваніе дѣтямъ, чѣмъ богаче и знатнѣе были они сами, тѣмъ большее коли­
   чество иностранныхъ языковъ заставляли они изучать своихъ дѣтей. Изу­
   128   129   130   131   132   133   134   135   136   137   138