Page 138 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 138
— 122 —
Въ 70хъ годахъ _ыатери постепенно забрасываютъ теоретическую под
готовку къ педагогической дѣятельности. Мы уже знаемъ, что въ предъиду
щій 'тгеріодъ, въ каждой семъѣ средняго круга, женщина, готовящаяся быть
матерью, считала своею священното обязанностью проштудировать по гигіенѣ,
физическому уходу за дѣтьми и по педагогикѣ все, что существовало мало
мальски доступнаго ея пониманію. Въ концѣ 60хъ гг. въ воспитаніи началась
реакція, но и въ послѣдующее десятилѣтіе, и въ началѣ 80хъ годовъ теорети
ческая подготовка матерей и воспитателей къ педагогической дѣятельности
была совершенно заброшена. Не обращали болѣе вниманія и на умственное
развитіе дѣтей. Чаще и чаще стали указывать на преждевременное развитіе
ихъ въ періодъ 60хъ годовъ, на ихъ умственное переутомленіе въ то время.
Вмѣсто того, чтобы имѣть это въ виду и избѣгать переутомленія, дѣтей со
всѣмъ перестали развивать умственно. Теперь въ нихъ, какъ и въ дорефор
менный періодъ, не пробуждали ни надлежащей любознательности къ окру
жающей природѣ и жизни, ни любви къ чтенію.
Вмѣстѣ съ апатіею и равнодушіемъ къ общественной дѣятельности, въ
обществѣ ослабѣваютъ демократическія воззрѣнія и стремленія. Въ 60хъ го
дахъ, въ видахъ знакомства съ народомъ, пробужденія къ нему сочувствія и
уничтоженія барскихъ вкусовъ и замашекъ, образованные люди старались
найти своимъ дѣтямъ товарищей въ низшихъ слояхъ общества. Теперь, изъ
боязни, что такое сближеніе можетъ привить дурныя привычки и пороки
улицы (что несомнѣнно бываетъ, но лишь отъ недосмотра воспитателей или
отъ полнаго невмѣшательства ихъ при этомъ сближеніи, а еще чаще отъ
совершеннаго незнакомства старшихъ съ этою средою), современныхъ дѣтей
начали удалять отъ народной среды.
Полный поворотъ къ старому въ нравственномъ воспитаніи былъ теперь
невозможенъ уже потому, что крѣпостничество пало. Что же касается пере
хода къ прежнему режиму въ физическомъ воспитаніи дѣтей, онъ болѣе немы
слимъ былъ потому, что нѣкоторыя гигіеническія понятія, распространенныя
въ 60хъ годахъ, проникли уже въ общественное сознаніе. Но холя дѣтей,
ихъ баловство, преклоненіе передъ ихъ покоемъ и правильнымъ физическимъ
ростомъ теперь еще усилились сравнительно съ воспитаніемъ прошлаго пе
ріода. Мы уже достаточно говорили о томъ, насколько это было не раціо
нально, ошибочно и вело къ печальнымъ результатам^ но тогда все это хотя
скольконибудь умѣрялось и уравновѣшивалось серьезнымъ умственнымъ раз
витіемъ дѣтей, возбужденіемъ въ нихъ гуманныхъ чувствъ и неустаннымъ
самообразованіемъ и саморазвитіемъ воспитателей. Теперь изъ воспитанія
прошлаго періода было заимствовано лишь признаніе личности ребенка и
необходимости правильна™ физическаго его развитія, но послѣднее было не
помѣрно утрировано и вырождается въ барскую холю.
Сознаніе, что матери должны отдаваться дѣтямъ, существуетъ и теперь,
но выражается весьма своеобразно. По современнымъ понятіямъ, любящая
мать обязана изолировать себя отъ общества, отъ его интересовъ и жизни,
не должна имѣть никакой общественной или самостоятельной дѣятельности,
если къ этому не понуждаетъ ее крайняя матеріальная нужда. Всю свою
жизнь она теперь посвящаетъ исключительно тому, чтобы слѣдить за физи
ческимъ воспитаніемъ своего дитяти, чтобы въ этомъ отношеніи ему не было
нанесено ни малѣйшаго ущерба. Она обязана теперь ни на минуту не
оставлять ребенка на рукахъ прислуги, должна непремѣнно весь день сама
его няньчйть, одѣвать, носить на рукахъ, гулять съ нимъ, укладывать
спать. Современныя дѣвушки добиваются высшаго образованія, самостоя