Page 136 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 136

— 120 —

   рѣдко полное невѣжество, онъ не лишенъ ни благородства, ни гуманности, ни
   ума, ни оригинальности. Но нѣкоторые воспитатели 60­хъ гг. не ограничивались
   поощреніемъ питомца къ знакомству съ трудящимся людомъ, но и припод­
   носили ему выводы, къ которымъ онъ долженъ былъ придти лишь самостоя­
   тельно и притомъ несравненно позже.
        Вообще дѣти 60­хъ гг. мало что выносили на своихъ плечахъ: они
   слишкомъ много пользовались чужими выводами, чужимъ трудомъ.
        Но каковы бы ни были ошибки,          наивности,  крайности, увлеченія,
   эпоха 60­хъ годовъ оставила глубокій слѣдъ въ русской жизни и внесла,
   какъ въ воспитаніе, такъ и во многія сферы общественной дѣятельности, новые
   принципы и воззрѣнія. Идеи того времени, распространенныя въ огромномъ
   кругу интеллигентнаго общества, сдѣлали невозможнымъ возвратъ къ домо­
   строевскимъ традиціямъ, какъ въ сферѣ воспитанія, такъ и въ другихъ сфе­
   рахъ жизни и дѣятельности, къ рабству мысли, гнету и приниженности чело­
   вѣческаго достоинства, господствовавшимъ у насъ въ дореформенный періодъ.
   Людей 60­хъ гг. болѣе всего обвиняли за крайности и увлеченія, но всякое
   новое дѣло сопряжено съ ними и никогда не обходится безъ крупныхъ оши­
   бокъ и промаховъ,—тѣмъ болѣе извинительны они были въ дѣлѣ столь новомъ
   и сложномъ, какъ воспитаніе, если принять еще въ разсчетъ то обстоятель­
   ство, что при этомъ невозможно было пользоваться педагогическимъ опытомъ
   предшественниковъ. Что же касается крайностей, то въ нихъ подчасъ дѣйстви­
   тельно было много комизма, но не было ни стыда, ни позора,— напротивъ,
   люди того времени могутъ очень многимъ гордиться. Прежде большинству обра­
   зованныхъ людей, была доступна лишь сфера мелкихъ личныхъ чувствицъ,
   пошлыхъ интересовъ, были близки сердцу лишь своя карьера и карманъ;
   средствами къ достиженію личныхъ цѣлей служили низкопоклонство, взяточни­
   чество и интриги. Теперь, во имя общественнаго блага, отказывались отъ
   личнаго счастья, отъ житейскаго комфорта, выдвигая на первый планъ обще­
   ственную пользу. И этихъ людей клеймили кличками нигилистовъ, отрица­
   телей и протестантовъ! Старое поколѣніе, косо смотрѣвшее на новое, гово­
   рило, что нигилистами оно называетъ ихъ потому, что они ничего не признаютъ,
   ничего не уважаютъ. Въ романѣ Тургенева,, Отцы и дѣти", гдѣ впервые поя­
   вилась эта кличка, молодой человѣкъ характеризуете нигилиста, какъ человѣка,
   „который ко всему относится съ критической точки зрѣнія.... Это человѣкъ",
   говоритъ онъ, „который не склоняется ни передъ какими авторитетами, который
   не принимаетъ ни одного принципа на вѣру, какимъ бы уваженіемъ ни былъ
   окруженъ этотъ приинципъ". Люди того времени гораздо болѣе вѣрили, чѣмъ
   отрицали, но имъ, конечно, приходилось и отрицать многое, такъ какъ прежнее
   время выдвинуло передъ ними цѣлую армію хищниковъ, стяжателей, само­
   дуровъ, взяточниковъ, угнетателей. Молодое поколѣніе съ презрѣніемъ ото­
   двинулось отъ нихъ и твердо вѣрило, что оно своимя силами можетъ про­
   будить общественную совѣсть, можетъ создать культурное общество, широкой
   волной разольетъ просвѣщеніе даже въ темномъ царствѣ народа. Это было,
   конечно, весьма наивно, но тогда такъ дѣтски, такъ хорошо вѣрилось, и
   казалось, что достаточно этого страстно желать, достаточно интеллигентной
   молодежи работать для этого, не покладая рукъ, достаточно не бояться жертвъ,—
   и въ близкомъ будущемъ водворятся на землѣ братство, равенство, справед­
   ливость, всеобщее счастіе! Боже мой! Сколько во имя этихі стремленій было
   принесено жертвъ, сколько загублено молодыхъ жизней, сколько пало въ не­
   посильной борьбѣ съ тяжелымъ трудомъ и лишеяіями, сколько выказано было
   истиннаго мужества, геройства, состраданія, участія и любви къ ближнему!
   131   132   133   134   135   136   137   138   139   140   141