Page 132 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 132

— 116 —

    создавало кокетокъ. Мать запрещаетъ дѣвочкѣ вплести въ косичку краснень­
    кую ленточку, которая у нея безъ толку валяется въ комодѣ. Дѣвочка меч­
    таетъ объ этой ленточкѣ, добываетъ ее, когда матери нѣтъ дома, вертится въ
    ея отсутствіи передъ зеркаломъ, — тутъ уже не только эстетика и невинное
   желаніе принарядиться, свойственное женщинѣ, но и прелесть запретнаго плода.
        Развитіе эстетическагр чувства не только не слѣдуетъ тормозить, но его
   необходимо всячески вызывать, такъ какъ оно, возвышая душу человѣка,
   облагораживаетъ его. Замѣчено, что у дѣтей чувство красоты и любовь
   къ музыкѣ проявляются еще въ младенческіе годы. Этими врожденными
   духовными потребностями натуры слѣдуетъ пользоваться и культивировать
   ихъ уже потому,    что онѣ представляютъ собою въ         человѣкѣ гуманный
    элементъ  по преимуществу.     Подъ   сильнымъ    впечатлѣніемъ   какого  бы
    то ни было эстетическаго наслажденія, музыкальнаго, художественнаго или
    поэтическаго, человѣкъ дѣлается чувствительнѣе, благороднѣе, добрѣе, склон­
    нѣе прощать обиды й оскорбленія, дѣлать добро ближнему, становится мягче
   и внимательнѣе къ окружающимъ.        Возможно­ли въ нашъ эгоистическій и
   практически вѣкъ, когда тысячи интеллигентныхъ людей обуреваемы страстью
   исключительно спекулятивнаго и корыстнаго характера, оставлять втунѣ раз­
   витіе въ ребенкѣ эстетическихъ чувствъ, этихъ великихъ рычаговъ нравствен­
   наго усовершенствованія. Пусть душу вашего питомца волнуетъ не пред­
   стоящая попойка, не карточный выигрышъ или проигрышъ, не радость удав­
   шейся спекуляціи, а приводитъ его въ трепетъ и волненіе благородный во­
   сторгъ, когда онъ читаетъ или смотритъ дивное произведете поэзіи, искус­
   ства, природы. Воспитатели должны помнить, что чѣмъ болѣе возможности
   будетъ имѣть питомецъ развить свои духовныя потребности, свои эстетическія
   чувства, тѣмъ богаче раскроется передъ нимъ источникъ высокихъ, чистыхъ
   наслажденій, который будетъ давать ему и отдыхъ отъ житейскихъ дрязгъ,
   неудачъ и меркантильныхъ разсчетовъ и представить сокровищницу, изъ
   которой онъ будетъ черпать силы и энергію для тяжелой житейской борьбы,
   труда и неудачъ. Преступно лишать человѣка такого великаго, прирожден­
   наго каждому дара, который даетъ возможность не совсѣмъ погрязнуть въ
    житейской тинѣ и въ нашей будничной, пошловатой дѣйствительности.
        И такъ, храни васъ Богъ, воспитатель, тормозить эстетическое развитіе
   ребенка: напротивъ, давайте ему возможность, какъ можно чаще, прислуши­
   ваться къ задушевной русской пѣснѣ, обратите его вниманіе и на хорошо
   исполненную музыкальную пьесу, сами, если возможно, пойте съ нимъ, да­
   вайте возможность слушать музыку, сплетайте съ нимъ вѣнки, вяжите букеты,
   наглядно объясняя законы симметріи, читайте поэтическія произведенія, до­
   ступныя его возрасту, постарайтесь вызвать въ немъ, какъ можно раньше,
   способность наслаждаться музыкальностью стиха, прелестью картинъ великихъ
   художниковъ и не пропускайте случая обращать вниманіе ребенка на при­
   роду, на прекрасный пейзажъ.
        Эстетическое чувство легче и свободнѣе всего развивается при двухъ
   условіяхъ: когда ребенку даютъ возможность хорошо и многое видѣть и на­
   блюдать—растенія, животныхъ, картины природы и ея явленія, пусть онъ
   разсматрнваетъ ихъ въ цѣломъ, а также и отдѣльныя ихъ части, сравниваетъ
   ихъ между собою, находитъ между ними сходство и различіе,— однимъ сло­
   вомъ, когда въ ребенкѣ развиваютъ правильную наблюдательность и любозна­
   тельность, вкладываютъ въ его душу живой интересъ къ окружающему,—это
   болѣе всего содѣйствуетъ развитію эстетическихъ чувствъ, заложенныхъ уже
   природою въ душу ребенка.
   127   128   129   130   131   132   133   134   135   136   137