Page 127 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 127

— Ill —

   угадывала бы всѣ его желанія, подставляла свою грудь для всѣхъ жизненныхъ
   ударовъ, направленныхъ на него.Такъ это и было въ 60­хъ гг. Мать больна,—
   ей невыносимъ шумъ, бѣготня, визгъ развозившихся дѣтей. Сохрани Богъ ихъ
   стѣснить! Она, со смертельной головной болью, сама лучше забьется въ какой
   нибудь уголъ или перенесетъ страданія, но лишить дѣтей радости, удоволь­
   ствія—никогда! Что еще ждетъ ихъ въ будущемъ? разсуждала она.... Лусть
   со слезами благодарности и умиленія вспоминаютъ свое дѣтство.... Но выхо­
   дило, конечно, совсѣмъ наоборотъ.
        „Господи!" возмутится бывало кто нибудь изъ окружающихъ: „какъ вамъ
   не стыдно такъ шумѣть! Вѣдь вы большіе: можете понимать! Мать ваша
   отдаетъ за васъ всю свою душу, а вы и нѣсколько часовъ не можете себя
   стѣснить для нея!" Что изъ этого выходило? Нравоученія, сентенціи, которыя
   никогда никого ничему не научали, никому не проникали до сердца! Нѣтъ!
   Не нравоученіе, не негодованіе даже можетъ имѣть значеніе въ этомъ отно­
   шеніи, а только привычка, систематически усвоенная съ ранняго дѣтства
   привычка принимать дѣятельное, активное участіе въ горѣ, радости и забо­
   тахъ семьи можетъ развить истинную любовь, иначе вы воспитаете поколѣніе
   черствыхъ эгоистовъ, съ слабо развитою волею, безхарактерныхъ, съ отсут­
   ствіемъ сознанія своихъ обязанностей, требовательныхъ къ другимъ, рабовъ
   своихъ пустыхъ желаній и прихотей.
        Баловство дѣтей, излишняя предупредительность относительно ихъ, господ­
   ство въ семьѣ, невыполненіе дѣтьми своихъ прямыхъ обязанностей, все это,
   если только не парализовалось явленіями противуположнаго характера, или,
   если житейскія обстоятельства сами не ставили этому преградъ, проявилось
   впослѣдствіи развитіемъ болѣзней воли въ самыхъ разнообразныхъ формахъ.
        Одинъ въ высшей степени порядочный и развитой молодой человѣкъ
   разсказывалъ намъ, какъ тяжело отразились на немъ эти погрѣшности воспи­
   танія описываемой эпохи.
         Скудныя   матеріальныя средства    приходилось его матери     пополнять
   своимъ трудомъ, но она не останавливалась ни передъ какими жертвами,
   чтобы дать сыну надлежащее развитіе и образованіе. Однако, не смотря на
   свою страстную любовь къ ребенку, она все­же имѣла настолько благоразумія
   и твердости характера, что отказывала ему въ выполненіи тѣхъ его желаній,
   которыя могли повести его къ мотовству, франтовству или были вредны для
   его здоровья; но зато немедленно выполняла всѣ его требованія, если они
   не могли ему повредить: въ такомъ случаѣ она не могла даже отложить испол­
   неніе его просьбы до болѣе удобной для нея минуты. Мать, крайне утомленная
   работой, приходила со службы. „Пойдемъ въ зоологическій садъ", проситъ ее
   ребенокъ. — Сегодня я особенно утомлена. ..завтра занятія у меня окончатся
   раньше,—тогда пойдемъ...—Но сынъ настойчиво приставалъ, и мать никогда
   не могла устоять противъ подобной просьбы. Инстинктивно сознавая, что это
   все же потаканіе прихотямъ, и что мальчику ничего не сдѣлается, если про­
   гулка будетъ отложена на 2— 3 дня, она утѣшала себя такъ: „А что, если
   завтра будетъ дурная погода? Ему такъ полезно посмотрѣть животныхъ... Кое
   что при этомъ можно разсказать... Онъ погуляетъ, подышетъ чистымъ воз­
   духомъ. При нашей бѣдности и безъ того такъ часто приходится отказывать...
   Нельзя же всегда,—это можетъ ожесточить его.... Пусть наконепъ знаетъ, что
   я ему отказываю лишь въ томъ, что вредно и пошло, или на что я совсѣмъ
   не могу добыть средствъ".
        Знакомому намъ мальчику понравилась у товарища комнатная гимна­
   стика. Въ нѣсколько часовъ, съ помощью уже опытныхъ въ этомъ дѣлѣ
   122   123   124   125   126   127   128   129   130   131   132