Page 126 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 126

———— НОНОНОНО ————


   ности и подготовить его къ борьбѣ съ сзгровою дѣйствительностью. Излишняя
   предупредительность, или, проще сказать, баловство (по французски это слово
   весьма точно опредѣляетъ его истинный смыслъ: „gater" означаетъ и бало­
   вать, и портить) ведетъ къ печальнымъ результатамъ не только въ нравствен­
   номъ отношеніи, но и въ физическомъ: по наблюденіямъ спеціалистовъ по
   нервнымъ болѣзнямъ, большинство, такъ называемыхъ, истерическихъ больныхъ
   въ дѣтствѣ были балованными дѣтьми; ихъ не пріучали управлять собой,
   своими чувствами, мыслями, вниманіемъ, ограничивать свои желанія, умѣрять
   требованія, жертвовать своими удовольствіями спокойствие другихъ, обходиться
   безъ посторонней помощи.
        Ребенка слѣдуетъ съ самыхъ раннихъ лѣтъ пріучить къ тремъ вещамъ:
   1) строго выполнять свои дѣтскія обязанности, 2) научить дѣлиться всѣмъ
   сеоимъ добромъ и имуществомъ со всѣми окружающими, 3) съ первымъ про­
   явленіемъ сознанія употреблять всѣ свои душевныя и физическія силы, чтобы
   помогать окружающимъ и близкимъ, оберегать ихъ покой. Чуть не каждый
   день жизнь ребенка въ семьѣ представляетъ для развитія этихъ качествъ до­
   статочно фактовъ и явленій, и нужно давать при всякомъ удобномъ случаѣ
   толчекъ и направленіе для проявленія альтруистическихъ склонностей и любви
   къ окружающимъ.
        Въ домѣ кто нибудь захворалъ: няня, мать, тетка,—и ребенку, если ему
   не менѣе 3—4 лѣтъ, слѣдуетъ напоминать: „не шуми, не кричи, не стучи
   игрушками, сапогами, тетя больна..." Пусть онъ сходитъ къ больной, если это
   возможно, посидитъ немного около нея, поболтаетъ, сдерживая при этомъ свою
   обычную живость и шумливость, позоветъ для больной, кого она желаетъ, при­
   несетъ, что требуется, подниметъ оброненное, отыщетъ затерянное. Когда ребе­
   нокъ подростетъ немного, пріучайте его интересоваться состояніемъ больнаго:
   пусть онъ . разсказываетъ ему слышанное и прочитанное. Такой ребенокъ
   будетъ искреннѣе радоваться выздоровленію больнаго, чѣмъ тотъ, который
   относился пассивно къ его болѣзни, а это новый стимулъ для увеличенія при­
   вязанностей и любви. Ребенокъ постарше пусть помогаетъ матери одѣвать
   младшаго, пусть ­онъ отъ времени до времени занимаетъ и развлекаетъ его,
   уступаетъ ему свои игрушки, дѣлится съ нимъ всѣмъ, что имѣетъ, заботится
   о немъ. Конечно, этимъ не слѣдуетъ злоупотреблять, обременяя ребенка не­
   посильными трудами, но необходимо имѣть въ виду, чтобы онъ не пассивно,
   а активно (разумѣется, сообразно съ его силами) принималъ участіе въ радо­
   стяхъ и горѣ семьи. Только при такомъ воспитаніи, ребенокъ не на словахъ,
   а на дѣлѣ будетъ любить свою семью, только въ такомъ случаѣ въ немъ
   разовьется глубокая, истинная привязанность къ ней, только такой ребенокъ
   впослѣдствіи сдѣлабтся сострадательнымъ товарищемъ, честнымъ граждани­
   номъ общества, который свои интересы съумѣетъ приносить въ жертву ближ­
   нимъ. Извѣстно, какъ тяжело родителямъ терять ребенка: чѣмъ онъ старше,
   тѣмъ невознаградимѣе утрата, и это натурально: чѣмъ старше ребенокъ, тѣмъ
    больше затрачено на него силъ, покоя, заботъ и здоровья. Такъ и ребенокъ
    можетъ впослѣдствіи надлежащимъ образомъ любить только тѣхъ родителей,
   которые пріучали его дорожить ихъ покоемъ, научили его ограничивать свои
   желанія, неимѣющія значенія для его жизни и здоровья, развивали въ немъ
   истинный интересъ ко всѣмъ членамъ семьи и умѣнье болѣть ихъ печа­
   лями, радоваться ихъ честной удачѣ и законному счастью. Иначе сынъ
   будетъ скорбѣть о болѣзни матери только потому, что онъ лишенъ на извѣстное
   время обычныхъ услугъ и угожденій, ужасаться ея смерти только вслѣдствіе
   того, что у него не будетъ даровой, преданной до самозабвенія рабы, которая
   121   122   123   124   125   126   127   128   129   130   131