Page 123 - Умственное_и_нравственное_развитие_детей_от_первого_проявления_сознания_до_школьного_возраста_RemovePdfPages
P. 123

— 107 —

   что до освободительнаго періода жизнь въ нашихъ среднихъ и высшихъ
   слояхъ общества сложилась такъ, что материнская любовь или не могла
   проявляться, какъ слѣдуетъ, и постепенно угасала, или проявлялась са­
   мымъ    безразсуднымъ,   самымъ   нелѣпымъ образомъ.     Здоровыя матери не
   кормили даже грудью своихъ собственнымъ дѣтей. Въ губернскихъ городахъ
   и столицахъ визиты, карты, пріемы, выѣзды, наряды, однимъ словомъ, пу­
   стая свѣтская жизнь поглощала все ихъ время. Въ деревнѣ и въ маленькихъ
   провинціальныхъ городахъ обширное домашнее хозяйство, заготовки припасовъ,
   гости по цѣлымъ недѣлямъ, все это тяжелой обузой лежало на ихъ плечахъ.
   Такимъ образомъ дѣти, какъ въ городѣ, такъ и въ деревнѣ, были вполнѣ
   предоставлены кормилицамъ, нянькамъ, гувернанткамъ. Теперь здоровая мать
   сама кормила грудью свое дитя, няньчила его, занимала, учила, сама усердно
   училась, чтобы имѣть возможность разумно руководить имъ, и все это, такъ
   сказать, расширяло и раздвигало область материнской любви и заботы. Чѣмъ
   болѣе труда затрачено на ребенка, чѣмъ болѣе жизни связано съ нимъ,
   чѣмъ болѣе заботъ пришлось потратить на него, испытать безсонныхъ ночей
   п лишеній, тѣмъ дороже оно, тѣмъ болѣе возбуждаетъ любви и привязанно­
   сти. Тамъ, гдѣ мать по необходимости вынуждена была увеличивать зарабо­
   токъ семьи своимъ трудомъ, воспитаніе и обученіе шло тѣмъ не менѣе подъ
   ея непосредственнымъ руководствомъ: освободившись отъ своихъ занятій,
   она, какъ на великій праздникъ, бѣжала возиться съ дѣтьми, занимать ихъ,
   учить, разсказывать имъ.
        Дѣти должны, разумѣется, занимать первое мѣсто        въ заботахъ роди­
   телей, но неразумно было то, что они въ 60­хъ гг. сдѣлались центромъ всей
   жизни и кумирами родителей,       исключительною заботою всего семейства,
   „господами положенія", „messieurs les enfants", что свобода, предоставленная
   имъ, не шла рука объ руку съ дисциплиною. Родители должны свято выпол­
   нять свои обязанности относительно дѣтей, какъ того требуетъ современный
   характеръ жизни, но и отъ дѣтей всегда должно требовать того ate, что со­
   всѣмъ упускалось изъ виду въ то время. Дѣтямъ слѣдуетъ предоставлять
   свободу, должно въ извѣстныхъ предѣлахъ уважать ихъ самостоятельность,
   но_прдъ. условіемъ, чтобъ и они уважали свободу и самостоятельность близ­
   кихъ,—иначе въ результатѣ окажется не свобода, а распущенность, вредное и
   безнравственное баловство. Родители обязаны помогать проявленію индиви­
   дуальныхъ свойствъ дѣтей, развитію способностей, дарованныхъ природою,
   должны для дѣтей жертвовать своею личною жизнію, своимъ покоемъ, но въ
   то же время обязаны требовать отъ дѣтей повиновенія, подчиненія дисциплине,
   уваженія своей личности,    обязаны пріучать ихъ постепенно и систематично
   жертвовать своими дѣтскими удовольствіями, своимъ покоемъ для спокойствія
   своихъ родителей и окружающихъ, должны неустанно требовать отъ нихъ
   выполненія ихъ дѣтскихъ обязанностей, учить ихъ умѣнью приходить на по­
   мощь семейству и окружающимъ, согласно съ размѣрами ихъ дѣтскихъ силъ,
   имѣя въ виду сдѣлать изъ нихъ своихъ помощниковъ и естественныхъ защит­
   никовъ. Пріобрѣтенная въ дѣтствѣ привычка быть полезнымъ окружающимъ,
   необходимость съ дѣтства серьезно относиться къ своимъ обязанностямъ пе­
   рейдетъ]] и въ школьную жизнь, въ отношенія къ товарищамъ и, въ концѣ
   концевъ, всосется въ плоть и кровь человѣка, чего, къ сожалѣнію не было въ
   то время. Люди 60­хъ гг. совсѣмъ забывали, что и" у дѣтей относительно ро­
   дителей ,точно также существуетъ множество обязанностей, которыя строго
   должны выполняться съ ранняго дѣтства.
         Прежде воспитывали только страхомъ. Служебный отношенія низшихъ
   118   119   120   121   122   123   124   125   126   127   128